Почему не крутит стартер: проверка основных причин перед заменой

Не спешите менять стартер: в 30% случаев он исправен

Если стартер отказывается крутить двигатель, не торопитесь его снимать и нести в ремонт или покупать новый. Сначала стоит проверить несколько распространённых причин, не связанных напрямую с поломкой самого стартера. Эта диагностика сэкономит вам время и деньги.

Далее мы разберём основные неисправности, их симптомы и способы проверки. Если после всех проверок проблема останется, тогда с высокой вероятностью виноват именно стартер.

Причина 1: Плохой контакт «массы»

Одна из самых частых проблем — это недостаточный контакт между кузовом автомобиля, двигателем и минусовой клеммой аккумулятора.

Как проверить:

Возьмите толстый провод для «прикуривания». Одним зажимом («крокодилом») соедините минусовую клемму аккумулятора, а второй конец надёжно закрепите на металлической части двигателя (например, на кронштейне или болте). После этого попробуйте завести машину. Если двигатель запустился, значит, проблема в «массе». Решение: нужно зачистить контакты на клеммах аккумулятора и точках крепления массы, а также, возможно, проложить дополнительный провод массы от кузова к двигателю.

Причина 2: Нет сигнала на управляющий контакт втягивающего реле

Чтобы стартер заработал, на его тонкий управляющий провод (обычно обозначаемый как «S» или «50») при повороте ключа должно подаваться напряжение 12В (или 24В для грузовиков). Если этот сигнал не приходит, втягивающее реле не сработает, бендикс не выдвинется, и мотор стартера не начнёт крутиться.

Как проверить:

Снимите тонкий управляющий провод с клеммы втягивающего реле. Включите зажигание и попробуйте завести автомобиль, одновременно замерив напряжение на этом проводе с помощью мультиметра или контрольной лампы. Если напряжения нет, ищите причину в цепи: перегоревший предохранитель, неисправность контактной группы замка зажигания, блокировка от сигнализации или «секретки», обрыв провода.

Экспресс-проверка стартера: можно попробовать «замкнуть» стартер напрямую. Для этого, при снятом управляющем проводе, перемкните толстой отвёрткой или ключом две большие клеммы на втягивающем реле: ту, на которую приходит толстый плюсовой провод от аккумулятора, и клемму, ведущую в корпус стартера. Если стартер оживёт и начнёт крутиться, значит, он исправен, а проблема именно в отсутствии управляющего сигнала.

Причина 3: Отсутствие питания на силовом проводе

На стартер должен постоянно приходить «плюс» от аккумулятора по толстому проводу. Если этот контакт окислился, перегорел или оборвался, у стартера просто не будет энергии для работы.

Как проверить:

С помощью мультиметра или контрольной лампы проверьте наличие напряжения 12В на толстой клемме втягивающего реле, к которой подключен провод от аккумулятора. Проверку нужно делать при включённом зажигании. Если напряжения нет, внимательно осмотрите весь силовой провод от аккумулятора до стартера на предмет повреждений, окисления или плохого контакта.

Важно: Проведение этих простых проверок перед демонтажем стартера — обязательный этап. В противном случае есть риск купить и установить новый стартер, но так и не решить проблему с запуском двигателя.

В будущих материалах мы планируем опубликовать подробные руководства по ремонту стартеров и генераторов для легковых и грузовых автомобилей, а также спецтехники.