Десять знаковых проектов итальянского ателье Zagato за 100 лет истории

В 2020 году легендарное итальянское ателье Zagato, известное своими смелыми дизайнерскими решениями, отметило столетний юбилей. За вековую историю компания создала множество уникальных автомобилей, ставших иконами стиля и объектами желаний коллекционеров. В этой статье мы вспоминаем ключевые вехи и представляем подборку из десяти самых интересных и значимых проектов Zagato, которые иллюстрируют эволюцию её дизайнерской философии.

1. Aston Martin DB4 GT Zagato: Начало легенды

Этот проект стал одной из первых крупных работ Эрколе Спады для Zagato и знаковым сотрудничеством с британским автопроизводителем. В 1960 году, спустя два года после выхода серийного Aston Martin DB4 от Carrozzeria Touring, ателье Zagato представило свою радикально переработанную версию — DB4 GT Zagato. Автомобиль отличался более обтекаемым и округлым кузовом, что не только придало ему уникальный внешний вид, но и позволило значительно снизить вес и улучшить аэродинамические характеристики. Эта модель, созданная в количестве всего 19 экземпляров, успешно выступала в гонках, а сегодня является одним из самых желанных раритетов, чья стоимость на аукционах может достигать десятков миллионов долларов.

Aston Martin DB4 GT Zagato Фото из открытых источников

2. Lancia Aprilia Sport: Авиационный подход

Основатель компании Уго Загато начинал карьеру в авиационной промышленности, и этот опыт нашел отражение в его автомобильных проектах. Lancia Aprilia Sport 1938 года — яркий пример переноса авиационных технологий в автомобилестроение. Модель считалась одним из самых аэродинамичных автомобилей своего времени благодаря обтекаемому кузову с плавно ниспадающей линией крыши и характерными обтекателями задних колес. Примечательно, что первоначальный вариант не имел лобового стекла. Единственный построенный экземпляр был утерян во время Второй мировой войны, но в 2006 году, к столетию Lancia, автомобиль был кропотливо восстановлен по сохранившимся фотографиям.

Lancia Aprilia Sport Фото из открытых источников

3. Maserati A6G/54 Zagato: Гармония линий

Этот автомобиль по праву считается одним из самых элегантных творений Zagato 1950-х годов. Maserati A6G/54 Zagato ослепляет гармоничными пропорциями и изысканными деталями: боковыми воздухозаборниками, оригинально очерченным капотом и компактными задними фонарями. В отличие от более сдержанных версий от конкурентов Frua и Allemano, дизайн Zagato был смелым и запоминающимся. Из двадцати построенных экземпляров каждый сегодня является коллекционной ценностью, оцениваемой примерно в 4 миллиона долларов.

Maserati A6G/54 Zagato Фото из открытых источников

4. Alfa Romeo Giulia TZ: Гоночный соперник Ferrari

Alfa Romeo Giulia Tubolare Zagato (TZ), создававшийся в 1963-1967 годах для соответствия гоночным требованиям FIA, был менее известным, но не менее способным конкурентом Ferrari 250 GTO. При весе всего 660 кг и длине менее 4 метров этот автомобиль с 1.6-литровым двигателем мог разгоняться до 215 км/ч. Усовершенствованная версия TZ2 демонстрировала выдающиеся результаты на трассе, занимая высокие места в таких престижных гонках, как 12 часов Себринга и 1000 км Монцы.

Alfa Romeo Giulia TZ Фото из открытых источников

5. Ferrari 166 MM Zagato Panoramica: Первый Ferrari от Zagato

Этот автомобиль 1948 года стал первым Ferrari, одетым в кузов от Zagato. Модель, известная как Panoramica Berlinetta, была построена для гонщика Антонио Станьоли и отличалась уникальным дизайном с обширным остеклением, что было характерной чертой закрытых кузовов Zagato того периода. Единственный экземпляр позже был переделан в открытую версию, а в 2007 году полностью восстановлен при совместном участии Zagato и Ferrari, что подчеркивает историческую ценность этого сотрудничества.

Ferrari 166MM Zagato Panoramica Фото из открытых источников

6. Spyker C12 Zagato: Авиационная эстетика

Голландский производитель суперкаров Spyker предоставил итальянским дизайнерам полную творческую свободу, что привело к появлению в 2008 году экстравагантного Spyker C12 Zagato. Его дизайн, вдохновленный авиацией, дополненный дверями, открывающимися вверх, и роскошным интерьером со стеганой кожей, производил неизгладимое впечатление. Под капотом скрывался 6.0-литровый двигатель W12, разгонявший автомобиль до 100 км/ч за 3.8 секунды и до максимальной скорости 310 км/ч. При стартовой цене около 500 000 евро этот автомобиль стал симбиозом передовых технологий и эксклюзивного дизайна.

Spyker C12 Zagato Фото из открытых источников

7. Lancia Flaminia Super Sport: Смелая альтернатива

В то время как основное производство роскошной Lancia Flaminia курировала Pininfarina, Zagato создал свои, более радикальные версии — Sport и Supersport. Их дизайн был свежее и смелее, чем у классических купе от конкурента. Всего было выпущено менее 600 таких автомобилей. Уникальная боковая линия и дерзкий стиль делают Lancia Flaminia Super Sport самой востребованной версией этой модели среди коллекционеров классических автомобилей.

Lancia Flaminina Super Sport Фото из открытых источников

8. Perana Z-One: Африканская экзотика

Этот необычный проект родом из Южной Африки должен был стать доступным суперкаром. Компания Perana Performance обратилась к Zagato для создания привлекательного кузова, в который планировалось устанавливать мощный 7.3-литровый двигатель V8 от Chevrolet Corvette. Несмотря на амбициозный план выпустить 999 автомобилей, финансовые трудности ограничили производство всего семью экземплярами. Позже четыре машины были построены под маркой AC Cars (AC 378GT Zagato) с 6.2-литровым двигателем от Camaro, сохранив впечатляющую динамику — разгон до 100 км/ч менее чем за 4 секунды.

Perana Z-One Фото из открытых источников

9. Alfa Romeo RZ: Коммерческая неудача, дизайнерская смелость

Родстер Alfa Romeo RZ, основанный на массовой модели Alfa Romeo 75, стал коммерческим провалом — было продано всего 276 экземпляров. Его угловатый, почти концепт-карный дизайн начала 1990-х выглядел спорно и не вписывался в mainstream. Тем не менее, сегодня эта модель, как и её купе-версия SZ, ценится коллекционерами за свою уникальность и смелость, а её стоимость достигает примерно 100 000 евро.

Alfa Romeo RZ Фото из открытых источников

10. Lancia Fulvia Sport Zagato: Доступная классика

В отличие от большинства эксклюзивных и дорогих проектов в этом списке, Lancia Fulvia Sport Zagato 1960-х годов представляет собой относительно доступный (по меркам коллекционных автомобилей, с ценой 40-50 тыс. евро) пример работы ателье. Его дизайн, опередивший время, с нестандартными пропорциями и смелыми линиями, до сих пор выглядит современно и является ярким представителем стиля Zagato.

Lancia Fluvia Sport Zagato Фото из открытых источников

Столетняя история Zagato — это история постоянного поиска, инноваций и бескомпромиссного дизайна, превращающего автомобили в произведения искусства на колесах. Каждый из этих десяти проектов является важной главой в этой летописи.

Чтобы узнавать ещё больше интересного из мира автомобилей, подписывайтесь на наш раздел, ставьте лайки и делитесь мнением в комментариях!

Всегда Ваш Motor Revue!