На краю обрыва: почему опасно тянуть с заменой ремня ГРМ

На краю обрыва: почему опасно тянуть с заменой ремня ГРМ
Источник фотографии - открытые источники

Чтобы понять, что ремень ГРМ лопнул прямо на ходу, не нужно быть опытным работником автосервиса. Резкий шлепок из-под капота, машина глохнет и больше не желает заводиться, несмотря на бодрое жужжание стартера. Диагноз можно поставить, даже не заглядывая в моторный отсек – газораспределительный механизм лишился привода от коленвала.

На краю обрыва: почему опасно тянуть с заменой ремня ГРМ
Изображение принадлежит компании Dayco

Обрыв ремня ГРМ – штука крайне неприятная. В полевых условиях водитель в принципе не сможет устранить эту неисправность, даже если новый «ремешок» по счастливой случайности окажется у него с собой. Помимо опыта установки этой запчасти нужен еще и специальный инструмент, а постоянно возить его в багажнике не додумается, пожалуй, даже профессиональный авторемонтник. Придется либо на эвакуаторе, либо на буксире тащить машину на СТО. Причем в 90% случаев владельцу легковушки с лопнувшим ремнем ГРМ уже на этом этапе нужно морально готовиться к дорогостоящему ремонту мотора. А в некоторых случаях, и к его замене целиком.

Масштаб бедствия объясняется просто. Ремень ГРМ в двигателе жестко связывает два вала: коленчатый, на котором «сидят» шатуны и поршни, и распределительный вал, приводящий в движение впускные и выпускные клапана. Когда оба вала перестают двигаться синхронно (или распределительный вал вообще останавливается), поршни бьют по хрупким клапанам. Так происходит у всех более-менее современных моторов, не говоря уже о новейших двигателях внутреннего сгорания. Если повреждения ограничатся только погнутыми клапанами — можно сказать, что владельцу машины повезло. Последующий ремонт все равно будет затратным, но хотя бы не придется «капиталить» или вовсе выбрасывать движок — как в случае, когда обломки клапанов напрочь заклинивают поршни в цилиндрах. В общем, лопнувший привод ГРМ может натворить немало бед. А потому каждому автовладельцу лучше точно знать, как не оказаться с ошметками такого ремня в руках.

Когда менять ремень ГРМ

Для начала стоит отдавать себе отчет в том, что срок службы любого ремня ГРМ прямо зависит от манеры езды водителя и общих условий эксплуатации. Интенсивные и внезапные ускорения, привычка заводить машину в сильные холода с помощью буксира или толкающих сзади добровольных помощников, воздействие грязи, масла или антифриза на ремень – всё это ускоряет его кончину.

Кроме того, каждый автомобилист кровно заинтересован в регулярном контроле ремня ГРМ своего транспортного средства. Заметный износ, растрескивание поверхности, расслоения – как только заметите что-то из этого списка, немедленно ставьте новый ремень! Если таковых признаков нет и внешне ремень выглядит вроде бы неплохо, то менять ремень необходимо по регламенту, предусмотренному для каждого транспортного средства автопроизводителем. Предписанный срок замены составляет в среднем 60 000 - 150 000 километров пробега в зависимости от марки и модели машины.

Как выбрать ремень ГРМ

Решение заменить привод ГРМ неизбежно ставит перед автовладельцем вопрос выбора ремня. Беспроигрышный вариант – поставить оригинальную запчасть, подобрать которую можно по VIN-номеру. Такой ремень гарантированно подойдет для конкретной машины и обеспечит 100% надежность. Правда, цена «родных» запчастей обычно сильно «кусается», особенно если покупать их у официального дилера марки. Бывалые автовладельцы и профессионалы авторемонта в подобной ситуации предпочитают использовать аналоги, но только от производителей с безупречной репутацией, в идеале – от поставщиков ремней ГРМ на конвейеры мировых автогигантов. Один из таких поставщиков – компания Dayco. На оригинальном ремне ГРМ для вашей машины отпечатан логотип автопроизводителя, скажем Volkswagen или Renault. На самом же деле он с вполне может быть изготовлен на фабрике Dayco, которая поставляет точно такие же ремни и на рынок автозапчастей – только под собственным брендом и по гораздо более гуманной стоимости.

На краю обрыва: почему опасно тянуть с заменой ремня ГРМ
Изображение принадлежит компании Dayco

Технологи ремней Dayco

Надо сказать, что Dayco производит ремни ГРМ в строгом соответствии с требованиями автопроизводителей. Инженеры компании постоянно совершенствуют известные технологии изготовления таких комплектующих и внедряют собственные ноу-хау.

Например, для моторов, где привод ГРМ трудится в особо тяжелых условиях, Dayco применяет ремни, изготовленные по передовой технологии High Tenacity (HT). Такие ремни легко отличить по белому покрытию на зубьях — это тонкий слой стойкого термопластика (ПТФЭ), который предохраняет поверхность ремня от износа при контакте со шкивами. Эта запатентованная полимерная технология защищает ремень в течение всего срока службы, позволяя демонстрировать высокую гибкость и прочность. При этом армирующий корд из высокопрочного стекловолокна надежно противостоит растяжению ремня.

Dayco обеспечивает свои комплекты HT-ремней расширенной гарантией — три года вместо стандартных двух лет. Это не означает, что ремень потребуется заменить именно через три года эксплуатации. Просто продвинутая конструкция ремня существенно увеличивает его прочность и ресурс при любых негативных воздействиях. Такая сверхнадежность ремня ГРМ особенно востребована при эксплуатации на высокофорсированных двигателях, чьи узлы подвергаются серьезным механическим нагрузкам.

На краю обрыва: почему опасно тянуть с заменой ремня ГРМ
1- Зуб ремня защищен пленкой ПТФЭ, наложенной на ткань, 2 — Прочная вставка из стекловолокна с высоким сопротивлением к растяжению, 3 — Смесь, из которой изготавливается ремень, приготовлена из современных полимеров.

Меняем все и сразу

Традиционная рекомендация тем, кто ставит новый ремень ГРМ – сразу заменить еще и натяжные и обводные ролики. В идеале, конечно, хорошо бы установить и новую помпу системы охлаждения. По опыту, перечисленные выше элементы привода частенько выходят из строя прежде, чем наступает время очередного обслуживания привода ГРМ. Замена одновременно с ремнем всех сопутствующих расходников сэкономит в итоге изрядную сумму на оплату нормочасов ремонтников, которые в противном случае будут дважды выполнять одни и те же операции – сначала при замене ремня, а потом при аналогичной процедуре для роликов или насоса охлаждения. Стоит иметь в виду и тот факт, что если старый ролик натяжителя заклинит, то новый ремень тут же выйдет из строя, порвавшись или лишившись зубьев. Если это случится на ходу – вас ждут дорогостоящие последствия такого инцидента, о которых мы рассказали вначале. Поэтому Dayco предлагает уже готовые установочные комплекты, в состав которых входит и ремень, и ролик, и насоса антифриза, идеально совместимые друг с другом. К тому же покупка набора Dayco обойдется дешевле, чем приобретать комплектующие аналогичного качества по отдельности.

На краю обрыва: почему опасно тянуть с заменой ремня ГРМ
Изображение принадлежит компании Dayco