Приход зимы для автомобилистов — это не только красивый пейзаж, но и серьезное испытание. Снег и гололед кардинально меняют поведение машины на дороге, требуя от водителя особых навыков и повышенного внимания. Чтобы поездки в холодный сезон были безопасными, необходимо придерживаться определенных принципов зимнего вождения. Эта статья будет полезна как новичкам, так и опытным водителям, желающим освежить знания.
Базовые требования для зимней эксплуатации
Прежде чем говорить о технике вождения, важно подготовить сам автомобиль. Без этого любая теория теряет смысл.
Существует несколько обязательных условий для безопасной езды зимой: это, прежде всего, зимние шины, незамерзающая жидкость в омывателе и исправные фары и габариты. Как отмечает директор школы Audi Quattro Геннадий Брославский, разговор о зимнем вождении бессмыслен, если на машине стоит летняя резина. Что касается шипов, то их наличие не столь принципиально. На чистом асфальте, который иногда можно встретить после работы коммунальных служб, шипованные покрышки могут держать даже хуже, чем фрикционные («липучки»). Однако на перекрестках и у светофоров, где дорога особенно полируется и становится скользкой, шипы оказывают неоценимую помощь.
Основные правила управления на скользкой дороге
Правило №1. Плавность — залог контроля.
Все действия водителя — работа рулем, нажатие на педали газа и тормоза — должны быть максимально плавными и предсказуемыми. Инструкторы предлагают представить, что вы двигаетесь в бассейне, где вода замедляет и смягчает каждое движение. Однако в реальной ситуации, особенно когда машина отказывается трогаться с места, об этом легко забыть. Водитель инстинктивно давит на газ, но колеса буксуют, и автомобиль начинает скользить в сторону, рискуя задеть соседние машины. В этот момент важно вспомнить следующее правило.
Правило №2. Минимальный газ.
Избыток тяги, приятный летом, зимой становится врагом — колеса легко срываются в пробуксовку, и вся мощность уходит на бесполезное шлифование льда. Иногда для старта с места даже рекомендуется использовать вторую передачу (именно по этому принципу работает «зимний» режим многих автоматических коробок).
Итак, выезжайте со стоянки на минимальных оборотах. Лучше несколько раз заглохнуть, чем раскопать колесами лед и снег, создав себе непреодолимую колею. Если не получается, можно попробовать метод «раскачки»: плавно добавляйте газ и отпускайте сцепление, повторяя цикл. Опытные водители таким способом могут выбраться из самых сложных ситуаций. Но лучше всего думать об этом заранее: не парковаться впритык к другим машинам и бордюрам, чтобы при боковом скольжении не было риска столкновения. Также избегайте остановок на подъемах, если нет возможности для разгона или съезда назад — трогаться в горку на льду крайне сложно.
Особенности трогания на подъеме
Здесь есть интересный нюанс: на заднем приводе заехать в горку часто проще. При старте автомобиль «приседает», увеличивая нагрузку на ведущие задние колеса и улучшая их сцепление. На переднем приводе при трогании в горку, наоборот, нагрузка на ведущие передние колеса уменьшается. Отсюда известный совет: заезжать на скользкий подъем задним ходом. Однако не стоит переоценивать этот метод — иногда безопаснее аккуратно съехать вниз и повторить попытку с более уверенным разгоном, если пространство позволяет.
Правило №3. Торможение двигателем — ваш друг.
По возможности старайтесь замедляться, плавно отпуская педаль газа и используя пониженные передачи. Современные автоматические коробки, как правило, поддерживают этот режим. Не ждите от тормозов привычной летней эффективности. Необходимо заранее увеличить дистанцию и начинать тормозить намного раньше. Полезно, выехав на пустую дорогу, сделать несколько пробных мягких торможений, чтобы понять поведение автомобиля.
Для машин с системой ABS в случае экстренного торможения нужно просто уверенно и непрерывно давить на педаль — система сделает все сама.
Если ABS нет, ее можно сымитировать с помощью прерывистого торможения (частое и короткое нажатие-отпускание педали). Существуют и более сложные техники, но прерывистое торможение — самый доступный и эффективный метод для большинства водителей.
На прямой дороге без резких маневров проблемы возникают редко. Заднеприводный автомобиль может немного «вилять» задней частью, предупреждая водителя о скользкой дороге. Переднеприводный же лишен даже этого сигнала — он будет уверенно держать курс до тех пор, пока не потребуется резко повернуть или затормозить. И здесь мы подходим к главной зимней проблеме.
Прохождение поворотов: где таится главная опасность
Для опытного гонщика зима — это возможность для управляемых заносов. Для обычного водителя — основной источник риска.
Главный принцип безопасного поворота — заранее снизить скорость и войти в дугу на постоянном, небольшом газу, без резких движений рулем и педалями.
Если же вы влетели в поворот на слишком высокой скорости, автомобиль любого привода начнет сносить наружу. Первый признак — скрип шин. Инстинктивное желание — вывернуть руль еще сильнее, но это только усугубляет ситуацию, полностью лишая передние колеса сцепления. Правильные действия сложны без тренировки, но в теории таковы: нужно плавно сбросить газ и немного уменьшить угол поворота руля. Это нагрузит переднюю ось и даст колесам шанс зацепиться за дорогу. После этого можно снова плавно довернуть руль. Все, что выходит за рамки этих действий, — уже элементы контраварийного вождения, требующие специальной подготовки.
Спортсмены же намеренно вызывают занос. На заднем приводе для этого после входа в поворот добавляют газ, чтобы задняя ось пошла в скольжение. На переднем приводе на малой скорости может помочь короткое использование ручного тормоза. На высокой скорости на переднем приводе занос задней оси можно спровоцировать резким сбросом газа (машина «клюет» носом, зад разгружается) или очень легким касанием тормоза. Существует и техника «раскачки» — предварительный короткий поворот руля в сторону, противоположную повороту. Однако ключевая сложность — не вызвать занос, а грамотно из него выйти, что требует многократных тренировок.
Специфика заднего привода
Считается, что заднеприводные автомобили более склонны к заносу задней оси. Это объясняется развесовкой: тяжелый двигатель спереди хорошо нагружает передние колеса, а задняя, более легкая часть, имеет меньшее сцепление с дорогой. Однако при должном навыке управлять таким автомобилем зимой можно абсолютно безопасно.
Ситуация 1: Снос передней оси в повороте. Автомобиль не поворачивает, а скользит прямо. Задача — превратить снос в управляемый занос задней оси. На высокой скорости может помочь сброс газа (при условии, что колеса уже повернуты). На низкой скорости не стоит использовать рабочий тормоз — это усугубит снос. Можно коротко дернуть ручник или резко нажать на газ, чтобы вызвать пробуксовку задних колес. Включение пониженной передачи с резким отпусканием сцепления («перегазовка») также может помочь, но требует сноровки.
Ситуация 2: Начало заноса задней оси. Задняя часть машины уходит в сторону. Рекомендуется опережающая реакция: резко повернуть руль в сторону заноса и сразу же вернуть его в нейтральное положение, одновременно сбрасывая газ. Главное — не задержать руль в вывернутом положении, иначе автомобиль может войти в ритмический занос из стороны в сторону.
Автоматическая коробка передач может облегчить зимнюю езду, так как гидротрансформатор сглаживает резкие рывки мощности, не давая колесам мгновенно сорваться в пробуксовку. Однако важно помнить, что использование принудительных пониженных передач на высокой скорости может привести к повреждениям.
Специфика переднего привода
Передний привод часто выбирают для зимы из-за лучшей курсовой устойчивости. Двигатель нагружает ведущие колеса, улучшая их сцепление. Однако и здесь возможен снос передней оси в повороте. Неподготовленный водитель инстинктивно вывернет руль еще сильнее и ударит по тормозам, что только усилит потерю управления.
Важное правило: вернуть контроль при сносе передних колес может только занос задней оси.
На небольшой скорости его можно вызвать кратковременной блокировкой задних колес с помощью легкого подтормаживания ручником или педалью тормоза. При этом газ нельзя бросать, а лучше даже немного добавить.
Ключевое отличие от заднего привода: при управляемом скольжении на переднем приводе руль нужно поворачивать в сторону желаемого направления движения, а не в сторону заноса (хотя на скоростях до 40-50 км/ч кратковременный поворот в сторону заноса может помочь). После этого, плавно добавляя газ, нужно «вытянуть» машину из скольжения.
На высоких скоростях тактика меняется.
Переднеприводный автомобиль резко реагирует заносом задней оси на сброс газа. Этот эффект можно использовать: кратковременный сброс газа провоцирует занос, в этот момент нужно вывернуть руль в сторону заноса и сразу же плавно добавить газ, «вытягивая» автомобиль в поворот. Взгляд должен быть направлен туда, куда вы хотите ехать, а не на препятствие.
Если машину все же закрутило, действуйте как гонщики: выжимайте сцепление и тормоз до упора. Это стабилизирует и остановит вращение, а двигатель не заглохнет, что позволит быстро уехать с опасного места.
Помните: резкий сброс газа на прямой, особенно на участке с локальным обледенением, также может вызвать вращение. Обращайтесь с педалью газа плавно. Руль тоже не требует резких движений, но если занос начался, действовать нужно быстро и решительно: резкий поворот руля в сторону заноса с последующим быстрым возвратом в нейтральное положение.
Смотрите видео особенности зимнего вождения:

