Мужчина отсудил у производителя право на ремонт сгоревшего автомобиля за полную стоимость.
В июне 2012 года мужчина приобрел новый автомобиль Ауди А6 за
1 600 000 руб и прекрасно ездил на нем почти 5 лет.
В мае 2017 года он обновил у официального дилера программное обеспечение в автомобиле и поехал дальше.
Но случилась беда - 26 ноября 2017 года автомобиль загорелся и был, естественно, поврежден, при этом гарантийный срок на автомобиль как раз закончился. Пробег к тому времени составил 273 000 км. Причиной пожара стал производственный брак - дефект дополнительного насоса системы охлаждения. Ремонт обошелся бы 1 603 772 руб. Но рыночная стоимость такого автомобиля на дату пожара была 1 022 675 руб.
Мужчина через пару дней он продал свой автомобиль знакомому
за 1 475 000 руб. и забыл об автомобиле как о страшном сне, предоставив ему решать вопросы по поводу сгоревшего автомобиля.
Новый хозяин Ауди решил заняться ремонтом автомобиля и обратился к импортеру автомобиля - он является представителем производителя в России, а это ведь именно по вине производителя, из-за производственного брака автомобиль загорелся.
Но импортер не согласился с новым хозяином - тот купил автомобиль уже в поврежденном виде, после пожара, все про него знал, поэтому нельзя сказать, что этот недостаток автомобиля стал сюрпризом или неожиданностью для него. Зачем вообще его надо было покупать? Поэтому производитель ничего никому не должен. А смысла ремонтировать автомобиль вообще нет, так как стоимость ремонта превышает его рыночную стоимость, ремонт делать экономически нецелесообразно.
И суды, в которые пошел новый хозяин авто с требованием о ремонте автомобиля, согласились с импортером. Однако Верховный суд РФ нижестоящие суды не поддержал.
Автомобиль загорелся из-за производственного дефекта. Да, гарантийный срок закончился, но срок службы автомобиля - нет. И первый покупатель, продав автомобиль, таким образом уступил свое право требования к импортеру.
Также Верховный суд РФ не согласился с тем, что ремонт машины экономически нецелесообразен. Закон о защите прав потребителей устанавливает определенные правила к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара. В этом случае новый хозяин автомобиля, обращаясь к импортеру, имеет право на заявление требований, первым из которых является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков.
По смыслу п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, неустранимость недостатка не является синонимом существенности недостатка товара. И суд отметил, что понятие неустранимого недостатка не содержит такого критерия, как экономическая нецелесообразность его устранения. И все выводы нижестоящих судов о том, что если стоимость ремонта выше рыночной стоимости товара, то дефект является неустранимым, ошибочны.
Таким образом, нижестоящий суд должен будет пересмотреть свое решение и обязать импортера Ауди выполнить ремонт.
Вывод: закон о правах потребителей защищает их в случае приобретения товара с производственным браком. Надо только бороться за свои права.
Источник: решение Верховного суда РФ от 04.08.2020 N 9-КГ20-11-К1.
Что говорит закон:
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Подписывайтесь в раздел "Басни от Фемиды"(нажмите здесь) , чтобы не пропустить новые статьи, которые помогут вам защитить свои права!
А вы готовы отстаивать свои права как потребителя или все прощаете продавцам?