Новые правила для праворульных автомобилей с июля 2020: запреты, сертификация и последствия для рынка

Долгожданные изменения в регулировании праворульных транспортных средств (ТС) в России наконец-то вступают в силу. Технический регламент Таможенного союза, принятый еще в 2015 году (ГОСТ 33670-2015), начнет действовать с 1 июля 2020 года, перенеся сроки внедрения ровно на год с первоначально запланированной даты. Важно отметить, что новые правила коснутся только автомобилей, ввезенных в страну после этой даты. Те машины, которые уже были растаможены ранее, смогут эксплуатироваться без изменений.

Полный запрет на ввоз коммерческого транспорта

Самый существенный пункт новых правил – это полный запрет на ввоз в Россию праворульных транспортных средств категорий М2 и М3. Под этот запрет попадает практически весь коммерческий транспорт с правым рулем, включая:

  • самосвалы;
  • тяжелую строительную и дорожную технику;
  • грузовые автомобили, оснащенные манипуляторами или кранами;
  • автобусы и микроавтобусы для перевозки пассажиров.

Причиной такого радикального шага власти называют соображения безопасности. Эксплуатация крупногабаритной и специальной техники с правым расположением руля в условиях российского правостороннего движения создает дополнительные риски, особенно при маневрах и обгонах. Кроме того, популярность такого транспорта из-за его низкой стоимости на вторичном рынке Японии привела к его массовому ввозу, что также повлияло на решение о запрете.

Новые требования для легковых автомобилей

Легковые праворульные автомобили (категория М1) по-прежнему можно будет ввозить, но процедура их легализации существенно усложнится. Теперь недостаточно просто пройти таможенное оформление и оплатить все пошлины. Для постановки на учет в ГИБДД потребуется обязательное получение специального технического сертификата безопасности.

Этот документ можно будет получить только после прохождения индивидуальных испытаний автомобиля в аккредитованной лаборатории. Лаборатория должна проверить соответствие конкретного экземпляра ТС требованиям безопасности, что является дополнительной гарантией для государства и будущих владельцев.

Проблема с инфраструктурой для сертификации

Однако здесь возникает ключевая сложность. Несмотря на то, что вопрос подготовки испытательных центров был поднят Минпромторгом еще в 2019 году, к началу 2020 года инфраструктура для выдачи таких сертификатов практически отсутствует. На всю страну действует всего четыре официально аккредитованных центра, и все они расположены в Дальневосточном федеральном округе. Это создает серьезные логистические и финансовые трудности для жителей других регионов, планирующих ввоз праворульных автомобилей.

Прогнозы для рынка и альтернативы

Эксперты прогнозируют, что новые правила приведут к дальнейшему снижению спроса на подержанные праворульные автомобили, которые были особенно популярны на Дальнем Востоке. На начало 2020 года в России насчитывалось около 3,5 миллионов таких машин, что составляло примерно 8% от всего автопарка страны.

Вполне вероятно, что часть спроса перераспределится в сторону новых отечественных автомобилей бюджетного сегмента. Для поддержки этого тренда и помощи жителям Дальнего Востока государство предлагает специальную программу утилизации, которая предоставляет скидку в размере 25% от стоимости нового российского автомобиля при сдаче старого.