BMW i8: футуристичный гибрид, опередивший время

В 2020 году производство BMW i8 было прекращено, и настало время подвести итоги и попрощаться с этим по-настоящему уникальным автомобилем. Несмотря на то что о купе i8 писали много, для многих он так и остался загадкой — некоторые лишь слышали название, другие плохо представляют, о чём идёт речь. В этой статье мы подробно разберёмся, что же такое BMW i8, ответим на ключевые вопросы и оценим, насколько он оправдывал свою высокую цену.

Мы выясним, можно ли считать суперкаром автомобиль с трёхцилиндровым мотором, способен ли он сочетать впечатляющую динамику с заявленным расходом в 2 литра на 100 км, и что общего у этого технологичного гибрида с внедорожником Toyota Land Cruiser.

Дизайн: взгляд из будущего

Внешность BMW i8 вызывает полярные мнения: одни восхищаются, другие критикуют. Лично я считаю этот дизайн настоящим шедевром, который не просто опередил своё время, а как будто заморозил его. Даже сегодня, спустя более десяти лет после дебюта концепта в фильме «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», i8 выглядит невероятно футуристично. В его облике нет той нарочитой вычурности, которая часто стареет и начинает раздражать. Эта машина не стала банальной, она по-прежнему выделяется в потоке и заставляет оборачиваться.

На мой взгляд, это одна из самых красивых моделей BMW за всю историю бренда. Баварцам иногда удаётся создавать автомобили, которые становятся вехами в автомобилестроении. К таким можно отнести BMW M1 1979 года и 8-ю серию 1990-х. Уверен, что i8 заслуживает места в этом ряду. Однако важно понимать: его агрессивный облик — это не вызов конкурентам вроде Lamborghini или Ferrari, а результат работы инженеров над аэродинамикой. Коэффициент лобового сопротивления Cx=0.26 был и остаётся отличным показателем. Формы кузова продиктованы необходимостью эффективно управлять воздушными потоками, снижая сопротивление и увеличивая прижимную силу, что критично для лёгкого (около 1.5 тонн) автомобиля.

Лень читать? Смотрите видео-тест спорткара BMW i8:

История создания: философия Efficient Dynamics

В начале 2010-х BMW задумала i8 не как оружие против суперкаров, а как демонстрацию своего видения будущего — автомобиля, сочетающего экологичность, экономичность и эффективность (концепция Efficient Dynamics). Задачей инженеров было доказать, что эти принципы не противоречат динамике и управляемости. Именно эта цель и породила уникальный дизайн i8.

Аэродинамика стала ключевым фактором. Автомобиль не просто рассекает воздух, а пропускает его сквозь специальные каналы в кузове, что снижает сопротивление и повышает стабильность на высоких скоростях. Это инженерное решение компенсировало относительно малый вес и позволило добиться выдающихся показателей.

Технологии: сложный гибридный симбиоз

Часто i8 называют самым медленным суперкаром, но справедливее будет сказать, что это самый быстрый эко-гибрид своего времени. Разгон до 100 км/ч занимает 4.4 секунды — показатель, сопоставимый с BMW M5 того же периода. Наши замеры показали 4.7 секунды, что укладывается в погрешность. Но настоящий сюрприз кроется под капотом.

BMW i8 — это подзаряжаемый гибрид (plug-in hybrid) очень сложной конструкции. Перед инженерами стояла амбициозная задача: создать автомобиль с низким расходом, достаточным запасом хода, динамикой спорткара и приемлемой стоимостью. В конце 2000-х электромобили ещё не были массовыми, поэтому гибрид стал оптимальным решением.

Ключом к успеху стало снижение массы без ущерба для комфорта и функционала. Пассажирская капсула изготовлена из карбона, крылья и крыша — из поликарбоната, капот и двери — из алюминия. В основе лежит алюминиевая рама с высокой жёсткостью на кручение. Неудивительно, что i8 хорошо укомплектован: климат-контроль, несколько дисплеев, проекционный дисплей, аудиосистема Harman Kardon, кожаные сиденья и продвинутые системы безопасности. Это был первый BMW с лазерными фарами, освещающими дорогу на 600 метров.

Сердцем гибридной системы стал 1.5-литровый трёхцилиндровый бензиновый двигатель B38. Важно отметить, что это не мотор от Mini, как многие думают. Он дебютировал именно на i8, где был форсирован до 230 л.с. (против 135 л.с. в других моделях) с помощью большой турбины, развивающей давление 1.7 бар. Рядом с ДВС расположен 20-сильный стартер-генератор (mild hybrid), который помогает при разгоне, устраняет турбояму и заряжает батарею. Эта силовая установка приводит в движение задние колеса через 6-ступенчатый «автомат» Aisin (часть компании принадлежит Toyota, что и роднит i8 с Land Cruiser).

Передние колёса приводятся отдельным 130-сильным электромотором, питающимся от батареи ёмкостью 7 кВт·ч (после рестайлинга 2018 года — больше). На электротяге i8 может проехать до 35 км (55 км после рестайлинга) со скоростью до 120 км/ч. Для этого электромотора предусмотрена собственная 2-ступенчатая коробка передач — редкое и продвинутое решение, которое позже появилось у Porsche Taycan.

Суммарная отдача системы — 362 л.с. и 570 Н·м крутящего момента. Динамика разгона до 200 км/ч сравнима с базовыми версиями Audi R8 и Porsche 911 того времени. Ощущения от разгона уникальны: два электромотора сглаживают провалы при переключениях, делая его плавным и непрерывным.

Узкие шины (стандартно — 195-е, в нашем случае — 215-е спереди) помогают уверенно держать прямую и не чувствовать колеи. На высоких скоростях подвеска работает отлично, обеспечивая стабильность и приемлемый комфорт. Шумоизоляция на высоте, но ощущения скорости и адреналина меньше, чем в Porsche 911. BMW компенсирует это синтезированным звуком двигателя через динамики и специальной «гибридной» выхлопной системой с электрическим динамиком, имитирующим рык мощного мотора.

Заявленный расход в 2.1 л/100 км достижим лишь в идеальных условиях. В реальности, даже в режиме Comfort, ДВС включается часто. Однако показатель в 3-4 л/100 км в городском режиме — вполне реален. Конечно, для владельца автомобиля за 200 000 долларов (именно столько стоил i8 в 2015 году) расход — не главный критерий. Ходят слухи, что BMW продавала i8 практически в убыток, ради имиджа и технологического прорыва. За пять лет машина теряет около половины стоимости, но в дальнейшем может стать коллекционным экземпляром.

Вождение: комфорт вместо агрессии

Поведение i8 на дороге — его главная особенность. Это не заднеприводный автомобиль в классическом понимании. Полный привод (фактически, через отдельные силовые установки) и распределение крутящего момента делают его поведение нейтральным, а иногда даже проявляется недостаточная поворачиваемость. Мощности на прямой хватает, но для агрессивных заносов момента на задней оси маловато.

Инженеры могли установить более мощный мотор, но это противоречило бы концепции экономичности и увеличило бы вес. i8 создавался не как «сумасшедший» спорткар, а как рациональный автомобиль будущего.

Узкие шины ограничивают сцепление, и в режиме Launch Control передние колёса слегка пробуксовывают, что немного ухудшает разгонную динамику. Однако в повседневной эксплуатации i8 невероятно комфортен по меркам своего класса: отличная обзорность, удобные сиденья, лёгкое управление и хорошая шумоизоляция. После долгих поездок на Porsche 911 или Lamborghini Gallardo, где ты платишь дискомфортом за эмоции, i8 кажется оазисом спокойствия.

Подвеска жёстковата, автомобиль передаёт неровности дороги, но в целом настройки сбалансированы. Низкая посадка и широкие пороги усложняют вход и выход, а багажное отделение мало и непрактично из-за соседства с горячим двигателем. Для защиты салона от жара используется многослойная перегородка из пластика и закалённого стекла Gorilla Glass.

Практичность и салон

Салон i8 производит двойственное впечатление. С одной стороны, для спорткара передние места просторны и удобны. Качественные материалы, стильный дизайн, физические кнопки (а не сенсоры) — всё на высоком уровне. С другой — катастрофически не хватает мест для мелочей: даже большой телефон положить некуда. Задние сиденья — чистая формальность, пригодная разве что для сумок. Видимо, по замыслу BMW, человек будущего должен путешествовать налегке.

Переднего багажника нет. Открытие капота — целый квест, требующий помощника и двух тонких предметов (вроде гвоздей) для фиксации, так как штатных упоров не предусмотрено. Процедура требует аккуратности из-за хрупкости алюминиевого капота. Все технические жидкости, кроме омывателя, рекомендуется заливать на сервисе. Под капотом расположены 12-вольтовый аккумулятор и радиатор системы охлаждения высоковольтной батареи.

Выводы: легенда, а не просто автомобиль

Является ли BMW i8 суперкаром? Да, но не в классическом понимании. В нём нет чудовищной мощности и агрессивной управляемости. Зато это смелый, технологичный и уникальный проект, не имевший прямых аналогов.

Сегодня его гибридные технологии на фоне современных электромобилей могут казаться анахронизмом, подобно турбийону в механических часах рядом с умными часами. Но именно такие инженерные изыски и делают его легендой, достойной места в коллекциях.

Преемником философии «i» стал электрический седан i4, который обещает 530 л.с., запас хода 600 км и разгон до 100 км/ч за 4 секунды. Это, безусловно, впечатляет. Но i4 — это скорее следование трендам, в то время как i8 был дерзкой и уникальной попыткой предложить миру собственное, ни на что не похожее видение будущего. В этом его главная ценность.

Обсуждение тест-драйва i8