Audi SQ7: уникальный дизельный кроссовер для тех, кто ценит особый драйв

В этом обзоре мы детально изучим Audi SQ7 — автомобиль, который сложно назвать обычным. Его сердцем является самый мощный в мире серийный дизельный двигатель, а цена в Украине начинается от 80 тысяч евро. Это тест для тех, кто ищет не просто транспортное средство, а нечто большее, выходящее за рамки стандартных 200-300 лошадиных сил.

Сразу признаюсь: SQ7 — автомобиль моей мечты. Однако этот материал будет отличаться от привычных тест-драйвов. Мы не будем сосредотачиваться на резких стартах, экстремальном бездорожье или детальном разборе дизайна. Вместо этого я постараюсь ответить на ключевые вопросы потенциальных покупателей в этом сегменте, сравню кроссовер с основными конкурентами и предоставлю новые аргументы для дискуссий о лидерстве в классе.

Лень читать? Смотрите видео-тест Audi SQ7:

Вместо вступления: больше, чем просто Audi

Если вы равнодушны к SQ7, вероятно, вы просто недостаточно о нем знаете или никогда не сидели за его рулем. Можно быть преданным поклонником Mercedes-Benz, фанатом BMW или считать Porsche вершиной автопрома, но уважение к этому кроссоверу от Audi возникает неизбежно. Потому что это не просто очередная модель с шильдиком «S».

В последнее время индекс «S» у Audi все чаще ассоциируется с «псевдоспортивными» версиями, имеющими яркую внешность, но под капотом которых скрываются форсированные варианты гражданских моторов. Настоящую спортивную славу теперь забирают модели RS. Однако с SQ7 ситуация кардинально иная — это автомобиль с уникальной сущностью.

Изюминка — уникальный двигатель!

В 2016 году инженеры концерна Volkswagen AG создали поистине уникальный силовой агрегат. Миру был представлен самый мощный и одновременно экономичный серийный дизельный V8 для легковых автомобилей. Благодаря системе тройного турбонаддува с 4-литрового объема удалось снять феноменальные 435 л. с. и 900 Нм крутящего момента.

Три турбины могут показаться не таким уж достижением на фоне четырёх у BMW, но в Audi одна из них — электрическая. Это первый в мире серийный электронагнетатель, который раскручивается с невероятной скоростью. Благодаря этому инновационному решению двигатель практически лишен турбоямы и готов отдавать полный момент уже с 1000 об/мин, демонстрируя при этом выдающуюся экономичность.

Разумеется, при бюджете за автомобиль свыше 100 тысяч евро (с опциями) расход топлива — не ключевой фактор. Однако сам факт экономичности впечатляет. За время теста, который включал активную езду с постоянными разгонами, средний расход составил 14 л/100 км. В спокойном режиме по трассе легко достичь показателя в 6.9 л/100 км — уровня компактных дизельных кроссоверов, но с колоссальной разницей в мощности.

По сравнению с бензиновыми конкурентами экономия на топливе за 100 000 км пробега может достичь 6000 евро. Не самая значительная сумма относительно цены автомобиля, но приятный бонус.

Интересно, что этот выдающийся двигатель дебютировал именно на Audi, а не на более премиальных Bentley или Porsche. SQ7 сразу же в 2016 году завоевал титул самого быстрого серийного дизельного кроссовера. Планы по установке этого мотора на Porsche Panamera и Cayenne были свернуты из-за «дизельгейта». Позже дизельный V8 появился на Bentley Bentayga, но и там его история была недолгой.

Сегодня этот двигатель можно найти на пяти моделях концерна: Audi SQ7, SQ8, A8 60 TDI, Volkswagen Touareg V8 и, на некоторых рынках, на Bentley Bentayga. Хотя это самый мощный серийный дизель сегодня, он не самый мощный в истории: первое поколение Q7 оснащалось 6.0-литровым V12 на 500 л. с.

В ответ на экологические требования, в дорестайлинговой SQ7 появилась система впрыска AdBlue, а в обновленной модели — «мягкий» гибрид на 48-вольтовой сети. Эта же сеть питает электронагнетатель и активные стабилизаторы поперечной устойчивости. Кроме того, SQ7 в отличие от обычной Q7 может быть оснащен спортивным дифференциалом, углерод-керамическими тормозами и спортивной выхлопной системой.

Цена и комплектация

Пять лет Audi SQ7 остается иконой для ценителей дизельных технологий. Если раньше это был почти недостижимый автомобиль ценой 120-150 тыс. евро, то сейчас ситуация изменилась. Стартовая цена в Украине — 81 тыс. евро, а за 100 тыс. можно собрать очень достойную комплектацию.

Базовая SQ7 примерно на 20 тыс. евро дороже обычной Q7 с 3.0-литровым мотором. Однако переплата идет не только за двигатель. В базе уже присутствуют матричные фары, 20-дюймовые диски, кожаная отделка с алькантарой, электрорегулировки кресел, камера заднего вида и пакеты S-line. Таким образом, непосредственно за уникальный двигатель переплата составляет менее 10 тыс. евро.

Тестовый автомобиль был оснащен углерод-керамическими тормозами за дополнительную плату в 10 тыс. евро — дорого, но, как выяснилось, оправданно.

Сравнение с более спортивной RS Q8 показывает, что разница в цене между базовыми версиями составляет около 19 тыс. евро, из которых примерно 12 тыс. — это стоимость опций, уже включенных в RS Q8. Собрать же RS Q8 в минимально достойной комплектации обойдется уже в 130 тыс. евро. При этом RS Q8, как и другие конкуренты (BMW X5 M, Porsche Cayenne Turbo), оказывается в итоге значительно дороже, что делает SQ7 выгодным предложением в своем классе.

Внешность, интерьер и звук

Внешне SQ7 намеренно сдержан. От обычной Q7 его отличают лишь небольшие шильдики и слегка измененная решетка радиатора. Все остальные элементы можно заказать и для базовой модели. Это автомобиль для тех, кто ценит скромное аристократическое обаяние.

Однако вас наверняка услышат. Выхлопная система здесь более «честная», чем у обычных Q7, но и в ней есть свои хитрости. Из двух патрубков с каждой стороны настоящий — только один. Более того, под задним бампером установлены специальные динамики от компании Eberspächer, которые синтезируют звук выхлопа для окружающих. Причины три: не самый мелодичный звук дизельного V8, множество фильтров в выхлопной системе и строгие европейские нормы по шуму.

В салоне звук также искусственный, но очень приятный — низкий и бархатистый. Он не становится громким даже на высоких оборотах.

Салон SQ7 практически идентичен салону обычной Q7. Уникальными можно считать лишь карбоновые вставки на передней панели (вместо алюминиевых), но и их в тестовом автомобиле не было. Эргономика и качество отделки — на высшем уровне, что характерно для концерна VAG.

Передние кресла, однако, немного уступают по удобству и количеству регулировок сиденьям BMW. Зато второй ряд в Audi просторнее благодаря большей на 15 см длине кузова. Сиденья сзади можно сдвигать и регулировать угол наклона спинки.

Для тех, кому критически важен простор на втором ряду, стоит рассмотреть SQ8. Там нет третьего ряда, места для ног еще больше, а внешность — более эксклюзивная за счет монофонаря, безрамочных дверей и других элементов. Технически это тот же автомобиль, а разница в цене с SQ7 минимальна.

Динамика и разгон

Заявленный разгон до 100 км/ч за 4.8 секунды — не пустые слова. В наших тестах с системой launch-control SQ7 показал 4.86 с. Результат не был стабильным (лучший из шести замеров), но он подтвержден. Без launch-control разгон составляет 5.8 с, что тоже отличный показатель.

Особенно впечатляет динамика после 100 км/ч. Разгон с 0 до 200 км/ч занимает 20 секунд (участок 100-200 км/ч — около 15 с). Максимальная скорость ограничена на 250 км/ч, и даже на этой скорости автомобиль остается исключительно стабильным.

Технические особенности

Полный привод SQ7 построен на основе механического самоблокирующегося дифференциала Torsen с базовым распределением момента 60:40 в пользу задней оси. При малейшем проскальзывании задних колес момент перенаправляется на переднюю ось, эффективно возвращая автомобиль на траекторию. Отключение ESP на эту работу не влияет. Такой привод надежен, но не позволяет «поиграть в занос», в отличие от конкурентов с многодисковыми муфтами.

Коробка передач — восьмиступенчатый «автомат» ZF 8HP95, способный выдерживать до 1000 Нм крутящего момента. Эта же КПП используется на Jeep Grand Cherokee Trackhawk и Rolls-Royce Phantom. Переключения практически незаметны даже под полной нагрузкой.

Двигатель легко поддается чип-тюнингу (Stage 1 дает около 500 л. с. и 1000 Нм), но в этом, пожалуй, нет необходимости. Характер SQ7 — это спокойная, уверенная и всегда достаточная мощь без лишней «истерики».

Отдельного внимания заслуживают углерод-керамические тормоза. Доплата в 10 тыс. евро кажется огромной, но она оправдана. Их ресурс может составить 100 000 км, в то время как за это время с обычными тормозами придется сменить два комплекта дисков и четыре комплекта колодок, что в сервисе обойдется почти в 6 тыс. евро. Кроме того, керамика экономит около 5 кг на каждом колесе (лучшая управляемость и комфорт), выглядит эффектно и не пачкает диски черной пылью. Главный недостаток — уязвимость на бездорожье: попавший между диском и колодкой камень может разрушить дорогостоящий ротор.

Пневматическая подвеска входит в базовую комплектацию. На тестовом автомобиле была установлена спортивная версия пневмоподвески (клиренс на 15 мм ниже) и 21-дюймовые диски. В городе такая комбинация показалась излишне тряской на мелких неровностях. Для комфортной городской езды я бы рекомендовал стандартную пневматику.

Активные стабилизаторы поперечной устойчивости (которые в Audi объединены в пакет с задним спортивным дифференциалом за 7 тыс. евро) могли бы улучшить ситуацию, сделав автомобиль комфортнее в режиме Comfort и собраннее в Dynamic. Однако их стоимость у Audi примерно в два раза выше, чем у Porsche и Volkswagen.

Сравнение с конкурентами

Для объективного сравнения был определен набор минимально необходимых опций, превращающих автомобиль в «люкс»: пневмоподвеска, 20-дюймовые диски, 3D-камеры, металлик, кожаный салон, электрорегулировки с памятью, подогрев и вентиляция передних сидений, матричные фары, бесключевой доступ. SQ7 с таким набором обошлась в 89 тыс. евро.

Porsche Cayenne S

Ближайший аналог по динамике (разгон до 200 км/ч за те же ~20 с). Однако базовая цена выше (102 тыс. евро), а с нашим пакетом опций и обязательным пакетом Sport Chrono стоимость взлетает до 118 тыс. евро. Porsche настроен более остро и спортивно, имеет более четкие реакции и муфту в приводе, позволяющую перебрасывать до 100% момента на заднюю ось для более задорного поведения. Вы платите за престиж бренда и иной, более агрессивный характер.

BMW X5 M50d

Единственный дизельный конкурент сравнимой мощности. 3.0-литровый двигатель с четырьмя турбинами выдает 400 л. с. и 700 Нм. Разгон до 100 км/ч — 5.2 с. Базовая цена сопоставима с SQ7 (~82 тыс. евро), но в нашей «эталонной» комплектации BMW оказывается дороже — почти 93 тыс. евро. X5 нового поколения (G05) ориентирован на комфорт, он мягче и вальяжнее на ходу, хотя руль острее. Динамику компенсирует очень громкий и агрессивный синтетический звук выхлопа. Углерод-керамические тормоза не доступны.

Mercedes-Benz GLE 53 AMG

По философии (AMG, спортивный привод 4MATIC+) ближе к SQ7, чем версия GLE 580. 3.0-литровый мотор, разгон до 100 км/ч за 5.3 с. Имеет самую низкую базовую цену в классе (75 тыс. евро) и в комплектации с нашим пакетом опций стоит 87 тыс. евро — самый близкий ценовой конкурент. Отличается самыми дерзкими настройками: агрессивный выхлоп и резкая реакция на педаль в режиме Sport Plus. Однако после начального «подрыва» динамика спадает. Подвеска — самая мягкая среди конкурентов.

Volkswagen Touareg V8

Братья по платформе и двигателю. Базовая цена даже выше, чем у Audi (84 тыс. евро), но и оснащение богаче. В нашей условной комплектации оба автомобиля сошлись на 89 тыс. евро. При добавлении опций Touareg становится дешевле благодаря более доступному дополнительному оборудованию. По сути, это более доступная альтернатива с тем же техническим наполнением, но без ауровского шильдика и некоторой спортивной ауры.

Итоги

Сухие цифры разгона и расхода не передают главного — уникального ощущения от вождения Audi SQ7. Весь экстаз кроется в доступности всех 900 Нм крутящего момента уже с 1000 об/мин. Это возможность мощно разгоняться и замедляться, часто даже не переключая передачи, — ощущение, сродни управлению мощным электрокаром, но с характерным дизельным гулом.

Это нужно прочувствовать самому. И тогда вы поймете, что Audi SQ7 не имеет прямых аналогов. Не потому что он безусловно лучший во всем, а потому что он предлагает особый, ни на что не похожий драйв. Он для тех, кто ищет не просто скорость или статус, а нечто особенное.

Обсуждение тест-драйва SQ7