В современных автомобилях привод механизма газораспределения (ГРМ) может быть реализован тремя основными способами: ременным (с использованием зубчатого ремня), цепным (с металлической цепью) и зубчатым («звездочка по звездочке»). В данной статье мы подробно рассмотрим наиболее распространенный в легковом транспорте вариант — зубчатый ремень, а также кратко коснемся особенностей цепного привода. Зубчатая передача встречается реже и не является типичной для массовых моделей.
Принцип работы и роль ремня ГРМРемень газораспределительного механизма выполняет критически важную функцию — он обеспечивает точную синхронизацию вращения коленчатого и распределительного валов двигателя. От этого зависит правильность фаз газораспределения, то есть своевременное открытие и закрытие клапанов. Часто этот же ремень приводит в действие дополнительные агрегаты, такие как водяная помпа (насос системы охлаждения), насос гидроусилителя руля или компрессор кондиционера. Таким образом, его исправность напрямую влияет не только на работу клапанов, но и на системы охлаждения и комфорта.
Что же происходит при обрыве или сильном ослаблении ремня? Синхронизация валов мгновенно нарушается. Клапаны перестают работать в такт с поршнями, что неминуемо приводит к их встрече — поршень бьет по открытому клапану. Это так называемая «встреча клапанов с поршнями», последствия которой могут быть катастрофическими для двигателя. В лучшем случае ремонт ограничится заменой погнутых клапанов и поврежденных поршней. Однако часто стоимость такого восстановления сопоставима с ценой контрактного (б/у) двигателя. Степень повреждений напрямую зависит от оборотов двигателя в момент обрыва: чем они выше, тем серьезнее будут последствия. Стоит отметить, что в некоторых двигателях (их называют «безвтыковыми» или «неинтерференционными») в конструкции поршней предусмотрены специальные выемки, предотвращающие столкновение при обрыве ремня, что спасает от капитального ремонта. Сравнение ременного и цепного привода ГРМРемень ГРМ изготавливается из высокопрочных композитных материалов на основе резины и пластика. Его ключевые преимущества перед цепью — меньший вес, низкий уровень шума при работе и отсутствие необходимости в смазке, что упрощает конструкцию двигателя. Именно эти факторы — компактность, тишина и простота — стали основными причинами его широкого внедрения инженерами. Однако у ремня есть существенный недостаток: ограниченный ресурс, который обычно составляет от 60 до 150 тысяч километров, после чего требуется обязательная замена. Цепной привод, который часто называют «вечным», в теории должен служить значительно дольше. Но на практике цепь может вытягиваться, а ее натяжители и успокоители — изнашиваться, требуя внимания уже через 50-100 тысяч км. Главное же отличие в том, что цепь крайне редко рвется, но подвержена растяжению, тогда как ремень не растягивается, но может порваться.
Основные причины, приводящие к обрыву ремня ГРМ1. Естественный износ и истечение срока службы. Это самая распространенная причина. Ресурс ремня ограничен не только пробегом, но и временем. Даже если автомобиль мало эксплуатируется, резиновые компоненты ремня стареют, теряют эластичность и прочность. Если машина простояла 10-15 лет, а пробег не достиг регламентного, ремень все равно подлежит замене.
2. Неисправность смежных агрегатов. Обрыв может произойти из-за заклинивания одного из узлов, который приводит в действие ремень. Чаще всего виновниками становятся водяная помпа (насос охлаждения) или компрессор кондиционера. Если их подшипник выходит из строя и блокирует вращение, ремень испытывает колоссальные нагрузки и рвется. 3. Попадание технических жидкостей. Ремень ГРМ очень чувствителен к контакту с маслом, тормозной или трансмиссионной жидкостью. Эти вещества агрессивно воздействуют на резину, вызывая ее разбухание, расслоение и последующее разрушение. Протечки из сальников или других узлов двигателя — серьезный фактор риска.
Почему ремень ГРМ до сих пор так популярен?Несмотря на риски, ременной привод остается массовым решением. Если несколько десятилетий назад в двигателях доминировала цепь, то с 90-х годов прошлого века производители активно перешли на ремни. Основными причинами стали стремление снизить шумность двигателя (сравните звук мотора старых «Жигулей» и современных авто), уменьшить общие габариты и вес силового агрегата, а также упростить и удешевить конструкцию. Один ремень может одновременно приводить несколько систем, что делает мотор более компактным и удобным для обслуживания.
Практические рекомендации для автовладельцевПри покупке автомобиля с пробегом в числе первых процедур должна быть замена всех расходных материалов, и комплект ГРМ (ремень, ролики, натяжитель) — в приоритете. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта двигателя, строго соблюдайте регламентные сроки замены ремня ГРМ, указанные производителем. Эксперты также рекомендуют менять водяную помпу одновременно с ремнем, даже если она не показывает признаков неисправности, так как ее выход из строя в будущем может привести к тем же печальным последствиям, что и обрыв ремня. Регулярный визуальный осмотр ремня на предмет трещин, расслоений и следов жидкостей — хорошая профилактическая привычка. , средний бал - ) Обсуждение статьиКомментариев пока никто не оставил. Станьте первым! |
|






, средний бал - )
Что делать если что-то скрипит под капотом?
«Рыжая болезнь». Почему и где возникает, и какие машины чаще всего ржавеют
Автомобиль в кризис: На чем можно сэкономить?
Опасное родство. Автомобили-двойники
Тонировка автомобиля. За и против 