Для профессиональных водителей установка тахографа — это не просто формальность, а обязательное требование законодательства. Это устройство, встраиваемое в автомобиль, выполняет роль бортового регистратора, фиксируя ключевые параметры поездки: скорость, пройденное расстояние, а также периоды труда и отдыха водителя. Существует два основных типа тахографов: аналоговые и цифровые. Аналоговые модели, которые сегодня встречаются всё реже, записывают данные на специальные бумажные диски, требующие замены каждые 150 км и последующего хранения. Цифровые же тахографы, ставшие современным стандартом, записывают информацию в защищенную память, а результаты можно получить в виде распечатки на термобумаге или считать с персональной карты водителя. Их установка предполагает интеграцию с бортовыми системами автомобиля, включая CAN-шину, сеть и спидометр.
Виды тахографов: для России и Европы
Правильный выбор и профессиональная установка тахографа — залог его корректной работы и отсутствия проблем с контролирующими органами. При выборе устройства важно учитывать географию поездок. Для работы исключительно на территории России необходимы тахографы с блоком СКЗИ (криптографической защиты информации). Они обеспечивают высокий уровень защиты данных от взлома и хранят информацию в течение года. Если же маршруты проходят через страны Европы, требуется оборудование, соответствующее стандартам ЕСТР. Для его монтажа, как правило, необходим дополнительный датчик скорости.
Особенности и сроки калибровки
Калибровка — это обязательная процедура, подтверждающая точность показаний тахографа. Устройство, не прошедшее своевременную калибровку, считается неисправным, что грозит водителю штрафами. Проводить калибровку необходимо в мастерской, имеющей соответствующую аккредитацию, в следующих случаях:
- Первичная установка на автомобиль после его регистрации;
- Нарушение целостности пломб или утеря контрольных бирок;
- Замена датчика скорости или проведение ремонтных работ, затрагивающих связанные системы;
- Изменение государственного регистрационного номера транспортного средства;
- Любые изменения, влияющие на расчет пробега: смена радиуса шин или характеристического коэффициента.
Как избежать блокировки карты водителя
Одна из частых проблем, с которой сталкиваются водители, — блокировка персональной карты для тахографа. Чтобы этого не произошло, важно соблюдать несколько правил:
- Берегите PIN-код: Карта блокируется после трехкратного неверного ввода PIN. Конверт с кодом, выданный при получении карты, необходимо хранить в надежном месте.
- Используйте лицензионное ПО: Установка неофициального программного обеспечения для работы с данными тахографа может привести к сбоям и блокировке.
- Изучите инструкцию: Многие ошибки, ведущие к блокировке, происходят из-за неверного ввода команд. Перед началом использования устройства обязательно ознакомьтесь с руководством.
Попытки разобраться с работой тахографа интуитивно, без чтения документации, часто заканчиваются некорректными действиями и, как следствие, блокировкой карты, что создает серьезные неудобства в рейсе.

