
Новичкам в автомобильном мире может показаться, что все масла выполняют одну функцию — смазывают детали. Однако опытные автовладельцы хорошо знают, что между моторным и трансмиссионным маслом существуют принципиальные различия, которые делают их взаимозаменяемость невозможной. Их объединяет лишь общая классификация по происхождению: минеральные, полусинтетические и синтетические. Но на этом сходства заканчиваются.
Основные различия: вязкость, состав и условия работы
Моторное и трансмиссионное масла различаются по ключевым параметрам: вязкости, химическому составу, цвету и даже запаху. Но самое главное отличие кроется в условиях, в которых им приходится работать. В двигателе внутреннего сгорания масло подвергается экстремальным термическим нагрузкам, контактирует с продуктами сгорания топлива и должно эффективно работать в широком диапазоне температур. В коробке передач температурный режим, хотя и является напряженным, всё же значительно мягче.

Катастрофические последствия перепутывания масел
Заливка трансмиссионного масла в двигатель — это верный путь к серьезной поломке. Из-за неспособности выдерживать высокие температуры, характерные для мотора, такое масло начнет интенсивно выгорать. Это приведет к образованию толстого слоя нагара, который забьет масляные каналы, нарушит смазку трущихся пар и вызовет масляное голодание. Результатом станет заклинивание двигателя, и единственным решением будет его полная разборка, капитальный ремонт и тщательная промывка всех систем.
Обратная ситуация — использование моторного масла в коробке передач — также не останется без последствий. Более жидкая консистенция и иные физико-химические свойства моторной смазки приведут к тому, что коробка начнет работать с повышенным шумом, гулом и вибрациями. Кроме того, повышенная текучесть такого масла станет причиной его утечек через сальники и прокладки КПП, что в итоге выведет агрегат из строя.

Требования современных автомобилей к маслам
Современные двигатели стали чрезвычайно чувствительны к качеству и типу смазочных материалов. Стремление инженеров увеличить мощность при уменьшении рабочего объема приводит к колоссальным нагрузкам на узлы трения. Резкие скачки давления и температуры предъявляют высочайшие требования к стабильности масляной пленки, которая является главной защитой от износа. Использование неподходящего масла быстро нарушит эту защиту.
В трансмиссионной части картина еще сложнее. Широкое распространение автоматических, роботизированных коробок и вариаторов (CVT) сделало недопустимым применение универсальных или непредусмотренных производителем масел. Для каждого типа КПП разрабатывается специальное трансмиссионное масло с уникальным пакетом присадок, обеспечивающее правильную работу фрикционов, гидротрансформатора или вариаторного ремня.
Поэтому единственно верной стратегией является строгое следование регламенту автопроизводителя. Используйте только те масла, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Сегодня подобрать правильное масло не составляет труда благодаря широкому ассортименту специализированных магазинов, где можно найти оптимальный вариант по доступной цене и с гарантией качества от прямых поставщиков.

