Сегодня у нас на тесте новая модель от чешского автопроизводителя – Skoda Scala. Интересно, что это не просто долгожданная новика, а еще и первая для бренда модель, построенная на платформе MQB-A0. На этой же тележке базируется, например, Volkswagen Polo, но разница в том, что Scala относится к автомобилям класса «С». А еще новичка от Шкода уже называют серьезным конкурентом VW Golf, и даже успели его прозвать как «безжалостный убийца Гольфа». Посмотрим, насколько такое имя Skoda Scala заслужила.
ВНЕШНОСТЬ
Если смотреть на характеристики, то оказывается, что Scala, не смотря на то, что она пришла на замену модели Rapid, а точнее Spaceback, действительно доросла до размеров Golf. Да что там доросла, она превысила габариты немецкого бестселлера и в длину, и по колесной базе и даже по ширине.
А что касается внешности, так в этот раз машина получилась действительно очень эффектной как для Skoda. Выглядит она круто, особенно на 18-дюймовых колесных дисках. Еще стоит отметить то, что она почти не изменилась по сравнению с концептом Vision RS. А это большая редкость, когда серийный автомобиль столько общего имеет с концептом. Правда, для придания концептам большей динамики, обычно их сильно прижимают к дороге. А вот здесь Scala больше соригинальничала, и её клиренс вполне в рамках класса. Наши замеры показали 145 мм, что собственно довольно неплохо.
На мой взгляд, внешность Skoda Scala очень напоминает Audi A3 Sportback, что, несомненно, является положительной стороной при таком сравнении. Вообще новинка получила от меня заслуженно хорошую оценку за внешность, тем более Scala точно должна быть дешевле, чем Golf и ближе по цене будет к младшей модели VW Polo. А еще здорово, что начиная с базовой версии, будет доступен диодный головной свет и ДХО, а за доплату еще и дальний. К эффективности освещения, кстати, претензий нет, и фары светят великолепно.
САЛОН И ОБОРУДОВАНИЕ
Не перестаю удивляться Scala и внутри. К примеру, взять аккуратную, едва заметную, но в тоже время ненавязчивую светодиодную подсветку – просто фантастика как для этого класса.
Не смотря на то, VAG на автомобилях Шкода по части техники всегда экономил, сегодня Scala рвет шаблоны. К примеру, уже в базе присутствуют такие продвинутые опции как помощь при удержании в полосе, а в сочетании с адаптивным круиз контролем получится едва ли не автопилот.
В отделке салона здесь использовано немало позаимствованных элементов у моделей Фольксваген. К примеру, блок климата взят у Polo, правда, у Golf климат такой как у Passat. И таких мелочей много. Но важно понимать, что Scala как бы стремится быть больше похожей на Polo, а Golf уже нацелен на более дорогие модели бренда Фольксваген.
Пластики и на торпедо и на дверях мягкие, диапазона регулировок сиденья хватит даже рослым водителям. По ширине также вопросов нет. Приборная панель и эргономика традиционно как для VAG на высоте, даже не к чему придраться. При этом салон не отличается изысканным стилем. По моему мнению, Шкоде в интерьере по-прежнему достаются пробные эскизы Фольксваген. Архитектура и линии похожи, но в мелочах как-то скучно. С другой стороны - я знаю только одного человека, купившего Skoda ради веселья, да и то, это была Octavia RS. Этот бренд выбирают не сердцем, а умом. И вот как раз с точки зрения прагматизма - здесь многое неплохо.
К примеру, вы можете заказать версию с цифровой приборной панелью и с функционалом, как у Polo, а дисплей мультимедийной системы может быть просто огромным как для Skoda. Наш тестовый автомобиль оснащен экраном целых 9.2 дюйма. Жаль только кнопки все сенсорные, что не слишком удобно. А вот камера заднего вида неплохого качества. В базовой версии камеры не будет, и экран мультимедиа будет проще. Примерно на уровне такого, как в базе VW Т-cross с экраном в 6.5 дюймов. Еще мне не нравится, что управлять настройками климата приходится через экран. В VW Golf данная функция реализована намного удобнее. Возможно, конструкторы здесь пытались брать пример с нового VW Touareg, но получилось не так удачно.
И вот таких мелочей здесь довольно много, что-то лучше, чем у Golf, что-то хуже. К примеру, подлокотник не регулируется, а если подвинуться ближе, то вы практически не будете его касаться. Еще удивило, что USB выходы здесь не совсем обычные, а Type-C. Зарядить можно не каждый телефон, хорошо, что хоть присутствует беспроводная зарядка. Приятно, что как и подобает последним моделям от концерна VAG, здесь присутствует Android Auto и Apple CarPlay, но кроме этого они теперь способны работать без проводов. По моему Skoda Scala – это первая модель VAG, кому досталась такая продвинутая функция.
А вот название аудиосистемы повеселило. Шильдики «Sound System» на колонках должны были что-то означать, но на самом деле это больше похоже на бессмыслицу, чем на имя какой-то брендовой аудиосистемы, типа Bose или Beats. Кстати последней оснащается тот же Polo, и звук там лучше. А здесь «Sound System» наиграл на 6 баллов. Зато функционал практически лучший в классе. Android Auto и Apple CarPlay, читает форматы FLAC и AAC, 4 USB, беспроводная зарядка, навигация - все это точно заслужило высокую отметку 7 баллов.
ЗАДНИЙ РЯД И БАГАЖНИК
Места на втором ряду в Skoda Scala много. Удобный наклон спинок, есть дефлекторы. Пока нет подогрева дивана, но посмотрим, возможно, для нашего рынка он будет предлагаться. Скажу так, на дальние расстояния я бы согласился отправляться на заднем ряду в этом автомобиле.
Салон, на мой взгляд, находится между классами и даже едва не дотягивает по уровню отделки и материалов до VW Golf. Тем не менее, это компенсируется другими «фишками», такими как: большим экраном, салонной подсветкой и беспроводным Apple CarPlay.
Багажное отделение большое и его объем целых 460 литров. Под полом присутствует докатка, но опять же по материалам отделки здесь больше Polo, чем Golf. Шторка довольно простая, пол багажника также не отличается плотностью, хоть вы все равно сюда будете покупать и укладывать пластиковый коврик.
Такой вот незаметный шаг для человечества оказался огромным скачком для бренда Skoda в целом. Spaceback вырос и огрызнулся на законодателя мод в этом сегменте. Но тут закономерный вопрос. А на ходу он так же сможет приятно удивить?
ДВИГАТЕЛЬ И ДИНАМИКА
Skoda Scala это автомобиль семейства VAG, поэтому технически здесь нет никаких сюрпризов, все, как и других. Коробки передач те же: 5-6 ступенчатые механические и 7-ступенчатая DSG. Силовые агрегаты также без изменений: бензиновые 1.0 TSI, 1.5 TSI и дизель 1.6 TDI. Собственно, мне и ездить было не обязательно, если бы я рассказывал о характере литровых агрегатов на 95 и 115 лошадиных сил. Ранее я уже тестировал VW Polo с мотором 115 л.с и коробкой DSG на семь передач. Затем я проверял на дороге T-Cross с мотором в 95 лошадей и механической коробкой. Так вот, 115 сил очень даже ничего, а 200 Нм крутящего момента отлично справляются с поставленными задачами. А вот 95-сильная версия слабая и ориентироваться на неё не стоит. Это мотор больше подходит флит-сегмента, или его придется чиповать, другого варианта я не вижу.
Но Skoda Scala мне досталась с самым мощным из существующих на сегодняшний день моторов - 1.5 TSI. Мощность этого силового агрегата 150 лошадиных сил, а крутящий момент 250 Нм. Именно такой двигатель установлен на VW Golf, что конечно является большим полюсом для Scala.
В результате, динамические характеристики очень достойные. Производитель заявляет о разгоне до сотни за 8.2 секунды. Наши замеры показали результат – 8.6 с, что для данного класса просто отличный показатель. Кстати, чиповать этот мотор я вам не рекомендую. Дело в том, что 250 Нм момента – это практически максимальный предел для коробки, поэтому лучше не рисковать.
ПОДВЕСКА И ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска – Макферсон, сзади установлена балка. Это самая стандартная схема. Настроена ходовая больше для комфортной езды, чем для спорта, поэтому некоторые покачивания на высоких скоростях здесь ощущаются. Для меня такое поведение в целом было ожидаемым, и я воспринимаю это как должное. Зато ехать приятно и неровности особо не беспокоят, но должен сказать, что Golf идет как-то монолитней.
Если хотите других настроек ходовой, то есть возможность как опцию заказать адаптивную подвеску. Там будут доступны уже 4 режима, а по существу только два - спортивный и нормальный в разных сочетаниях этих параметров. По желанию можно зажать амортизаторы и сделать руль тяжелее. Тогда Scala будет чертить траектории более предсказуемо. Можно даже сказать, появится какой-то спортивный характер, тем более довольно мощный мотор 1.5 TSI позволит его прочувствовать. Но с этой подвеской вы сразу потеряете в дорожном просвете 1.5 см. По моему мнению, эта Шкода вполне нормально ведет себя и с базовым шасси, как ей и положено. А на адаптивной подвеске она кажется существенно жестче.
Понравились настройки коробки. Здесь не ощущается никакой нервозности на малых передачах, что ранее часто встречалось на других моделях концерна. Одним словом, ехать приятно. Руль также работает без замечаний. Он не тяжелый и не легкий, что уже стало традицией для автомобилей VAG.
Шумоизоляция средняя по классу, не идеальная, и слышно только шум от дороги. Обзорность хороша, а расход топлива у автомобиля с мотором 1.5 TSI вполне вменяемый: в среднем 8.5 литров, а по городу 9 литров на сотню. Литровый агрегат должен потреблять около 8 литров.
ВЫВОДЫ
Новый хетчбек Skoda Scala - отличный вариант для того, кто умеет считать деньги. Большой багажник, масса полезной и современной электроники и салон полноценного С-класса - это именно то, что и хотелось видеть раньше в модели Rapid.
Что касается выбора двигателей, то я бы отдал предпочтение бензиновому литровому агрегату на 115 сил и роботу. Его вполне достаточно в городе, а до сотни он разгоняется меньше 10 секунд, а еще будет радовать расходом топлива. Правда, на трассе нужно будет слегка осторожничать. Версия с мотором 1.5 TSI - скорее для зажиточных прагматиков.
Я не уверен, что Skoda Scala - это прямой конкурент VW Golf, тем более новому, который вот-вот должен появиться. Но учитывая то, что она будет на несколько тысяч дешевле даже нынешнего, седьмого, то это отличный вариант.