От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

О китайской марке Chery у нас знают многие: в былые годы она пользовалась заслуженной популярностью в Украине благодаря своей скандальной модели Amulet, а позже и кроссовером Tiggo, повторявший во многом бестселлер Toyota RAV4. Однако давайте взглянем на историю марки глубже, тем более что за свои 22 года она добилась неплохих результатов не только в мире, но и Украине.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

А началось все в 1997 году, когда основанная в городе Вуху (провинции Аньхой) компания Чери обзавелась старым оборудованием Ford и позже купила лицензию на производство устаревшего лифтбека Toledo первого поколения, который базировался на платформе Volkswagen A2. К слову, эта платформа когда-то стала основой не только для Toledo, но и для Corrado, Golf и Jetta вторых поколений, однако китайская машина, которая получила название Fengyun (у нас Amulet), обладала бесславным качеством кузова.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

Интересно, что с 1999 по 2001 годы акционеры марки очень сильно рисковали, поскольку в этот период у компании не было никакой лицензии на производство автомобилей, хотя для китайских брендов эта ситуация вполне типичная. И только в 2003 году Chery начала вести полностью легальный бизнес, заполучив лицензию китайской корпорации SAIC. Кстати, в те времена Chery приносила своим партнерам не только доходы, но и неудобства: порядка 20% акций, которыми владела SAIC, в одно время стали компенсацией за экстренно выданную лицензию, однако вскоре они были проданы из-за роста напряженности между Chery и другим партнером SAIC – гигантом в лице General Motors. GM не единственный иностранный партнер SAIC, который был раздражен Chery: руководство Volkswagen тоже негадовало из-за того, что молодая китайская марка использовала оборудование со старого завода VW для производства модели, которая напоминала Jetta. Хочешь жить – умей вертеться! И, возможно, это не только славянская поговорка.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

Впрочем, Амулеты стабильно находили покупателей благодаря хоть и устаревшему, но надежному чугунному восьмиклапанному мотору Ford мощностью 94 л.с., причем особенно высоким спросом они пользовались в Украине несмотря на никуда не годное, с точки зрении безопасности, шасси. 

В конце 2000-х руководство Іери предпринимало все, чтобы развить сотрудничество с крупными автопроизводителями. Представьте себе: в 2007 году компания Chrysler собиралась продавать под маркой Dodge компактные хэтчбеки A1, хотя сейчас выглядит очевидным, что эта идея была не из лучших, и уже в 2008 году этот альянс провалился. Впрочем, как и провалился и альянс с Fiat в 2009 году, хотя в 2007 две компании подписали меморандум о взаимопонимании, и предполагалось, что автомобили Fiat и Alfa Romeo будут выпускать для китайского рынка на мощностях именно этого производителя. Однако проект с сингапурской компанией Kenon Holdings оказался более удачным, и в 2007 году была образована марка Qoros, хотя сейчас она уже почивает в бозе.

В октябре 2009 года Chery образовала СП с турецкой компанией Mermerler Otomotiv, и предполагалось, что к 2017 году оно будет выпускать до 100 000 автомобилей в год, однако этот проект тоже не был реализован.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

К 2010 году Чери производила в Поднебесной уже более 548 000 автомобилей, хотя общемировые продажи компании достигали к этому моменту более 700 000 автомобилей в год, однако начиная с этого периода, продажи бренда в стране не росли.

Тем не менее, в 2012 году китайская марка создала с Jaguar Land Rover совместное предприятие, на котором британская бренд выпускает для китайского рынка свои автомобили: Range Rover Evoque, Land Rover Discovery Sport, jaguar XFL, Jaguar XEL, а также E-Pace. Вне всяких сомнений, в будущем JLR в тесной кооперации с Chery будет только усиливать позиции на китайском рынке. Помимо партнерства с JLR, у компании есть еще целый ряд предприятий за пределом Китая: в Египте, Индонезии, Иране, Малайзии, Аравийском полуострове, Северной Африке, Пакистане, Уругвае, России, Таиланде, вполне вероятно, что этот список будет только расширяться.

Модельный ряд

Как было сказано выше, первым автомобилем 22-летней марки стал лифтбек Amulet, который технически во многом повторяет Seat Toledo. Первоначально машина оснащалась 1,6-литровым мотором Tritec объемом 1,6 литра мощностью 86/94 л.с. Стоит сразу отметить, что это весьма капризный агрегат, который очень требователен к качеству техобслуживания. При активном закоксовывании у него забиваются масляные каналы, в результате чего начинается масляное голодание на низких оборотах, что сокращает его ресурс с 200 000 до 100 000 километров, также мотор из-за слабых и некачественных опор требует их частую замену. Дополняет печальную картину слабый механизм ГРМ, который необходимо менять не позже 40 000, а лучше 30 000 километров, причем при его обрыве мотор, несмотря на свою архаичность, загибает клапаны. В паре с ним шла китайская пятискоростная трансмиссия, которая не терпела высоких нагрузок, в результате чего разваливалась к 100 000 километров. Но платформа VW творила чудеса, и на Amulet прекрасно устанавливается надежная КПП от старых Golf. Производилась модель и в Украине, но к украинскому рынку мы вернемся позже.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

Вслед за Amulet, Chery выпустила в 2003 году компактный ситикар QQ, который являлся практически точной копией Daewoo Matiz, хотя габариты у двух моделей все-таки различаются. В 2004 году General Motors обратился к китайскому правительству с требованием прекратить производство модели, но получил отказ. Юристы концерна затем обратились в суд, но суд-то китайский, и ничего толкового у GM из этого не вышло. Примечательно, что «Кукушка» стоила в 2004 году на рынке Поднебесной 6000 долларов, тогда как за детище Daewoo местные дилеры просили не менее 7200 долларов. Впрочем, краш-тест Euro NCAP показал, что в китайской машине при ударе об перекрытие на скорости 64 километра в час можно погибнуть, тогда как Matiz обеспечивает своим пассажирам уверенную выживаемость, хоть и не защищает от тяжелых травм некоторых частей тела. Однако QQ является долгожителем, и машина получила полностью электрическую модификацию, которая выпускалась с конца 2010 года по цене от 6 480 долларов. В 2012 году «Кукушка» пережила смену поколения.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

В 2005 году Chery представила первый кроссовер Tiggo, дизайн которого очень сильно напоминал бестселлер Toyota RAV4. Однако у Tiggo под капотом были совершенно иные моторы: 16-клапанные Mitsubishi и собственной разработки ACTECO. Низкая цена и неплохие агрегаты сделали эту модель бестселлером, и в 2007 году на домашнем рынке марка реализовала более 50 000 экземпляров этой модели.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

В 2006 году Чери представила компактный и весьма забавный с точки зрения дизайна седан QQ6, который у нас известен под названием Jaggi. В этом же году на рынок выходит большой седан Eastar, который является модернизированной версией Chevrolet Epica/Daewoo Magnus с китайским 1,8-литровым мотором под капотом. Его второе поколение было представлено в 2012 году.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

В этом же году компания представила седан Elara, который в свое время производился в Запорожье, Таганроге и Калининграде, в 2009 году на рынок была выведена его электрическая версия, а также минивэн V5.

Приблизительно в это же время руководству Chery, видимо, надоело, что машины марки постоянно сравнивают с разными европейцами и японцами, и производитель обратилась к студии Pininfarina, дав задачу спроектировать новый седан M11. Несмотря на то, что машина получилась нелегкой (снаряженная масса M11 составляет более 1350 кг), инженеры китайского бренда проделали отличную работу, и M11 сдал краш-тесты China NCAP на 5 звезд, причем тесты включали методику удара EuroNCAP с 40% перекрытием.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

В 2007 году на рынок выходит хэтчбек Kimo, который по своей сути является обновленной версией «Кукушки». Его полностью электрическая модификация продается в Китае по цене от 9 600 долларов, запас хода достигает 200 километров.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

В 2009 году марка представила компактный хэтчбек с весьма забавным дизайном QQME, который, правда, недолго продержался на конвейере – до 2011 года.

В 2011 году китайцы выводят на рынок модель A13, которая стала основой для украинского ZAZ Forza. Впрочем, украинскую версию седана постигла неудача: до кризисного 2014 года было продано менее 10 000 экземпляров этой модели, после чего у нас, а затем и в Китае ее производство было свернуто.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

Сняв с производства седан Elara, в 2011 году на рынок вышел среднеразмерный седан E5, который продержался на конвейере до 2016 года.

Актуальная линейка автомобилей Chery (на начало 2019 года) выглядит следующим образом:

  1. Модели серии Arrizo представлены седанами GX, 3, 5, 7 и минивэном M7;
  2. Электрокары представлены моделями eQ, EQ1, Arrizo 5e EV (создан на базе седана Arrizo 5, запас хода составляет 410 километров), Tiggo 3xe EV;
  3. Кроссоверы серии Tiggo включат в себя модели 3, 3x, 5, 5x, 7, 8;
  4. Минивэны, не считая Arrizo M7, представлены моделями серии Karry: K50, K60, S22, Youyou, Youjin, Youpai, Yousheng;
  5. Фургоны продаются под названием Rely: H3, H5, V5, X5;
  6. Кроссоверами суббренда Jetour, который был выведен на рынок в прошлом году: X70, X90 и X95.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

На самом деле в модельном ряду бренда столько автомобилей, что может голова закипеть, однако, как видно выше, менеджмент марки проделал неплохую работу, чтобы как-то их структурировать. Ранее некоторые из моделей дополнительно продавались в еще нескольких суббрендах: Riich, Cowin и Qoros, однако все они потерпели крах.

Украинский рынок

Наши земляки в свое время тепло встретили Chery, и первые экземпляры моделей Tiggo, Eastar, QQ и Amulet появились на наших разбитых дорогах в 2005 году, и если первые две модели из этого списка обеспечивают хоть какую-нибудь безопасность, то сколько украинцев погибло за рулем QQ и Amulet - просто не счесть, ведь при краш-тестах этих моделей по методике Euro NCAP были уничтожены даже манекены, а кузова при ударе складывались в гармошку практически пополам. Более того, даже небольшие аварии за рулем этих моделей приводят к перекосу кузова, да так, что перестают открываться задние двери. Благо, что эти модели уже не выпускаются..

Однако в свое время автомобили этой китайской пользовались у нас шквальным спросом. За 10 990 долларов покупатели получали ездящий Амулет с полным электропакетом и кондиционером, чем в те времена не могли похвастаться ни ВАЗы, ни Aveo. Опции взамен безопасности? Это про Украину.

Все это привело к тому, что Amulet начали с 2006 года производить в Украине, и их стали раскупать как горячие пирожки, полюбили их и некоторые таксисты, хотя положа руку на сердце, народный Ланос в те годы просто-таки доминировал на дорогах Украины, и вполне справедливо.

От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

По итогам 2007 года Chery продала в Украине более 14 000 автомобилей, и в последующие годы марка стабильно находилась в топ-15 самых популярных автомобильных брендов в Украине. Однако война 2014-го года привела к тому, что китайцы перенесли производство своих моделей из Украины в Россию, а продажи стали быстро падать, хотя в соседней стране дела у них идут неплохо, и компания расширяет свою модельную линейку кроссоверами.

Какие выводы можно сделать относительно Chery? Бурно и нагло начав свой бизнес с копии Толедо, Матиза и RAV-4, производитель очень быстро достиг весомых результатов не только на домашнем рынке, но и за его пределами. Однако в последние годы в Китае, США и Европе наблюдается всплеск продаж гибридных моделей и электрокаров, и в этом отношении позиции Чери не так сильны в сравнении с лидирующими китайскими брендами. Отсюда и спад продаж в Китае: к 2010 году компания продала на домашнем рынке более 548 000 автомобилей, тогда как в прошлом году, спустя 8 лет, они едва превысили 443 000 экземпляров.

Последние модели Chery демонстрируют отличную пассивную безопасность и высокое качество сборки, и если производитель начнет предлагать то, что хочет рынок, а он хочет электрические и гибридные модели с отличными характеристиками за недорого, то марка сможет вернуться в топ-5 крупнейших автобренодв Китая, как это было в уже далеком 2005 году.

Источник: Chery.