Автомобильное колесо — это сложный узел, который преобразует крутящий момент от двигателя в поступательное движение транспортного средства. Оно также играет ключевую роль в обеспечении плавности хода, управляемости и устойчивости автомобиля, эффективно поглощая неровности дорожного покрытия. В этой статье мы подробно рассмотрим компоненты колеса, типы шин и их конструктивные отличия.
Основные компоненты автомобильного колеса
Конструкция современного автомобильного колеса базируется на двух главных элементах:
- Шина (покрышка) — резиновая оболочка, обеспечивающая контакт с дорогой.
- Диск (обод) — металлическая основа, на которую монтируется шина.
Важным связующим элементом является автомобильный ниппель — клапан с резьбой, предназначенный для накачивания и удержания воздуха в шине, а также для контроля давления.
Конструкция и типы автомобильных шин

Шины делятся на два основных типа: камерные и бескамерные. В камерных внутри покрышки находится отдельная резиновая камера, наполняемая воздухом. Бескамерные шины, которые сегодня наиболее распространены, герметично крепятся к ободу диска, а воздух находится непосредственно между покрышкой и диском.
Основу любой покрышки составляет каркас (корд) — силовой слой из специальных нитей (текстильных, металлических или полимерных), который воспринимает внутреннее давление и внешние нагрузки. Поверх каркаса накладывается брекер — дополнительный пояс, повышающий жесткость и защищающий каркас от ударов. Для брекера часто используют металлокорд (нитей из тонкой стальной проволоки), который меньше растягивается, но может быть подвержен коррозии при попадании влаги. Альтернативой служат синтетические материалы, обладающие хорошей прочностью и устойчивостью.
Роль протектора в безопасности
Протектор — это наружный слой резины с определенным рисунком, который непосредственно контактирует с дорогой. Его основная задача — обеспечить надежное сцепление, отвод воды и грязи. Рисунок и глубина протектора варьируются: для лета используют менее агрессивные рисунки, а для зимы — глубокие, часто с шипами или ламелями для улучшения сцепления на снегу и льду.
В бескамерных шинах для обеспечения герметичности на ободе диска предусмотрены специальные бортовые полки (буртики). При этом такие диски совместимы и с камерными шинами.
Диагональная и радиальная конструкция шин

По расположению нитей корда в каркасе шины делятся на два типа:
- Диагональные: нити корда перекрещиваются под углом 35-38°, соединяя боковины по диагонали. Такие шины отличаются прочностью боковин, но менее эластичны. В основном применяются на спецтехнике и грузовиках.
- Радиальные (обозначаются буквой R): нити корда расположены радиально, от одного борта к другому, под углом близким к 90°. Это современный стандарт для легковых автомобилей. Радиальные шины обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, меньшее сопротивление качению, больший ресурс и улучшенную управляемость благодаря гибким боковинам.
Для предотвращения чрезмерной деформации гибких боковин радиальной шины используется жесткий брекер, в котором нити (часто металлические) уложены диагонально.
Маркировка шин: как расшифровать
На боковине любой шины нанесена стандартная маркировка, например, 185/60 R15.
- 185 — ширина профиля шины в миллиметрах.
- 60 — серия (профиль), выраженная в процентах от ширины (высота боковины = 60% от 185 мм).
- R — тип конструкции (Radial, радиальная).
- 15 — посадочный диаметр на диск, указанный в дюймах.

