Как расшифровать маркировку автомобильных стекол и выявить замену при покупке б/у авто

При покупке подержанного автомобиля важно убедиться в его подлинной истории. Продавцы нередко скрывают факты серьезных аварий, а полная диагностика может быть дорогостоящей. Однако есть простой и бесплатный способ проверить, было ли транспортное средство в серьезном ДТП — внимательно изучить маркировку на стеклах. Если стекло разбивалось, его заменили, а восстановить заводскую маркировку невозможно. Знание расшифровки этих данных поможет выявить обман и сделать осознанный выбор.

На рынке представлено множество производителей автостекол, использующих разные материалы и технологии. Маркировка — это их «паспорт», содержащий всю ключевую информацию. Давайте разберемся, как ее читать.

Производитель и оригинальность

Производители стекол делятся по классам автомобилей, для которых они предназначены. Премиум-сегмент обслуживают такие бренды, как британский Pilkington, французский Saint Gobain Sekurit (SGS), японский AGC и американский PPG. Для бизнес-класса характерны польская JAAN, американская Guardian и южноафриканская Shatterprufe. Более доступные стекла для эконом-класса часто производят китайские компании, такие как XYG, CSG, FYG, а также испанская Starglass.

На маркировке всегда указан логотип производителя стекла. Ключевой момент: если рядом с ним размещен логотип автопроизводителя (например, Volvo, Skoda), это свидетельствует об оригинальности детали. Отсутствие такого логотипа обычно означает, что стекло является неоригинальным, часто китайского производства.

Полезно! Наличие логотипа автопроизводителя — верный признак оригинального стекла, установленного на заводе.

Ниже обычно следуют коды, подтверждающие соответствие международным стандартам безопасности.

Стандарты безопасности: американские и европейские

Существует две основные системы сертификации. Американский стандарт обозначается символами «DOT», «M» и «AS». Код после «DOT» — это уникальный номер завода-производителя, подтверждающий соответствие требованиям Департамента транспорта США. По этому коду можно точно установить происхождение стекла.

Символ «AS» с цифрой указывает на светопропускную способность и область применения:

  • AS1 — стекло высшего качества с искажением не более 2-3%. Подходит для лобового, боковых и заднего стекол. Соответствует ГОСТ РФ (светопропускание не менее 75%).
  • AS2 — затемненное стекло (светопропускание 70-75%). Может использоваться везде, кроме лобового стекла. Часто это стекла с атермальным или тонировочным покрытием.
  • AS3 — сильно затемненное стекло (светопропускание менее 70%). Разрешено только для задних боковых стекол и заднего стекла.

Европейский стандарт обозначается буквой «Е» в круге с цифровым кодом страны, выдавшей сертификат (например, E1 — Германия, E2 — Франция). Рядом может быть указан стандарт «43R».

Полезно! Наличие обоих кодов (DOT и E) говорит о том, что стекло сертифицировано для продажи как в США, так и в Европе.

Также можно встретить символ «ССС» в круге — это знак соответствия китайским стандартам. Для европейского рынка он обычно дублируется символом «E».

Следующий важный блок маркировки рассказывает о технологии изготовления и материале стекла.

Технология изготовления: многослойные и закаленные стекла

Многослойные стекла (триплекс)

Обозначаются словами Laminated или Lamisafe. Состоят из двух или более слоев стекла, склеенных специальной полимерной пленкой. При ударе такое стекло покрывается паутиной трещин, но не разлетается, удерживая осколки на пленке.

Преимущества триплекса:

  • Повышенная безопасность: при аварии осколки не ранят пассажиров.
  • Защита от проникновения: разбить такое стекло снаружи значительно сложнее.
  • Лучшая шумоизоляция и удержание тепла в салоне.
  • Чаще всего используется для лобовых стекол.

Закаленные стекла (сталинит)

Обозначаются словами Tempered, Toughened или буквой «Т». Это обычное стекло, прошедшее термообработку (закалку). При сильном ударе оно разбивается на множество мелких тупых осколков, менее опасных, чем крупные осколки обычного стекла. Однако для лобового стекла такая технология не подходит из-за отсутствия целостности при разрушении. Поэтому сталинит обычно используют для боковых и задних стекол.

Тип стекла и дата производства

Рядом с логотипом производителя часто можно увидеть римские цифры, которые указывают на тип стекла:

  • I — уплотненное стекло для лобового.
  • II — стандартное многослойное (триплекс).
  • III — триплекс с дополнительной обработкой.
  • IV — стекло из пластика.
  • V — не подходит для лобового стекла (светопропускание менее 70%).
  • VI — двухслойное стекло для всех, кроме лобового.

Один из самых полезных для покупателя б/у авто пунктов — дата изготовления стекла. Она помогает понять, менялось ли стекло после выпуска автомобиля. Единого стандарта нет, но есть три распространенных формата:

  • Формат 1: Две цифры, разделенные точкой или косой чертой (например, 05.1). Первые две цифры — год (2005), последняя — месяц (январь).
  • Формат 2 (пирамидка): Верхняя цифра — год (например, 8 — это 2008 или 1998). Цифры второго ряда (часто одна) — месяц (8 = август). Цифры третьего ряда, если есть, складываются и указывают на число месяца.
  • Формат 3 (точки): Цифра указывает на год (1 = 2001 или 1991). Количество точек перед цифрой обозначает месяц (3 точки = март). Если точки стоят после цифры, к их количеству прибавляется 6 (3 точки после цифры = сентябрь).

Если дата на стекле значительно позже года выпуска автомобиля — стекло явно меняли, и это повод задать продавцу вопросы об истории машины.

Дополнительные обозначения и функции

Современные стекла могут обладать дополнительными функциями, которые также указываются на маркировке символами или пиктограммами.

Расшифровка наиболее частых обозначений:

  • Шумопоглощение — улучшенная акустика в салоне.
  • Триплекс для бокового стекла — повышенная безопасность.
  • Встроенный обогрев — нити или проводящее покрытие для оттаивания.
  • Антибликовое покрытие — снижает отражение от приборной панели.
  • «Хамелеон» (атермальное покрытие) — отражает солнечную тепловую энергию.
  • Усиленная прочность — для боковых стекол.
  • Водоотталкивающий эффект — покрытие, улучшающее обзор в дождь.
  • Встроенная антенна — для радио или TV.
  • УФ-фильтр — защищает салон и пассажиров от ультрафиолета.

Также на стеклах может быть нанесен матовый VIN-номер (часто со «звездочками» по краям) — это противоугонная маркировка. Он должен совпадать с VIN-номером кузова автомобиля. Несовпадение — явный признак замены стекла.

Внимательное изучение маркировки стекол — это простой, но эффективный инструмент для предварительной оценки истории подержанного автомобиля. Оно не заменит полную диагностику, но поможет задать правильные вопросы продавцу и избежать покупки машины со скрытыми серьезными повреждениями.