Радиатор является одним из основных компонентов системы охлаждения двигателя автомобиля. Даже незначительные его повреждения приводят к утечке антифриза. А, это, в свою очередь, грозит перегревом мотора (со всеми вытекающими негативными последствиями). Поэтому своевременное устранение течи радиатора является той мерой, которую производить надо незамедлительно в целях дальнейшей безопасной эксплуатации транспортного средства. Ремонт (как временный, так и долгосрочный) этого узла можно вполне осуществить самостоятельно. Как это сделать? Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Определение места протечки
Если охлаждающая жидкость «уходит», то об этом вы сразу узнаете, открыв капот и обнаружив падение ее уровня на расширительном бачке ниже отметки «min».
Далее необходимо определить место утечки. Для этого делаем следующее:
- Доливаем антифриз до нормального уровня.
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры.
- Паркуем автомобиль на ровной и сухой поверхности.
- Даем двигателю остыть.
- Ищем под днищем место падения капель жидкости и производим визуальный осмотр всей системы охлаждения.
Если вы убедились в том, что «течет» именно радиатор, то необходимо произвести срочные меры по устранению этой неисправности и только после этого продолжать эксплуатацию автомобиля.
Методы устранения выявленной неисправности радиатора охлаждения
Существует несколько способов устранения течи радиатора:
- Применение народных средств (только в том случае, если вы находитесь на значительном удалении от ближайшего магазина запчастей).
- Использование специальных герметизирующих средств, временно устраняющих протечку системы охлаждения.
- Ремонт поврежденного узла с помощью пайки или специальных клеевых составов.
- Замена поврежденного радиатора на новый.
Важно! Первые два метода являются исключительно временной мерой, позволяющей продолжить эксплуатацию транспортного средства без риска перегрева двигателя.
Народное средство
Если протечка радиатора обнаружились в дороге, то можно добраться до ближайшего продуктового магазина, купить горчичный порошок или молотый красный (либо черный) перец, и воспользоваться проверенным «дедовским» методом, который успешно применяли даже профессиональные шоферы, когда автохимия и ее разработки еще не имели такого широкого применения.
Способ изготовления и последующего использования самодельного ремонтного состава довольно прост:
- Засыпаем горчичный порошок или молотый перец в подходящую емкость (из расчета 1 г на 1 л объема системы охлаждения).
- Наливаем в нее 200÷300 мл антифриза или дистиллированной воды.
- Заводим двигатель, даем ему поработать до достижения рабочей температуры и глушим его.
- Аккуратно открываем крышку радиатора (соблюдая необходимые меры предосторожности).
- Взбалтываем емкость с самодельным ремонтным составом и выливаем содержимое внутрь узла.
- Снова заводим двигатель и даем ему поработать еще минут 15÷20.
Частички органического вещества на какое-то время купируют небольшие отверстия или трещинки, образовавшиеся в радиаторе: это позволит вам благополучно добраться до места назначения и уже там произвести полноценный ремонт.
Важно! После осуществления полноценного ремонта всю систему охлаждения необходимо промыть с помощью специальных составов, и только после этого залить новый антифриз.
Разновидности герметиков для радиатора
Современный рынок продуктов автохимии изобилует различными герметиками для ликвидации незначительных повреждений радиаторов. Их выпускают в виде:
- порошка;
- таблеток;
- жидкости.
По назначению такие средства подразделяют на:
- узкоспециализированные;
- универсальные.
Первые предназначены для экстренного ремонта радиатора, изготовленного либо из меди (например, Bar's Leaks Block Seal Liquid Copper), либо из алюминия (например, Rislone Liquid Aluminum Radiator Stop Leak). С помощью вторых (например, K-Seal ST5501) можно устранить протечку всей системы охлаждения. Причем, ими можно воспользоваться независимо от материала, из которого радиатор изготовлен.
Отзывы о применении таких препаратов варьируются в широком диапазоне: от самых восторженных до сугубо негативных. Истина находится, как обычно, где-то посередине. Важно помнить, что устранение протечки с помощью одно из предложенных препаратов – мера временная: она только позволяет продолжить эксплуатацию автомобиля на срок от 2÷3 дней до нескольких месяцев.
Популярные герметики для автомобильных радиаторов
На сегодняшний день у российских автолюбителей наибольшей популярностью пользуются три разновидности жидких герметиков, предназначенных для устранения небольших протечек в системе охлаждения двигателя: «Liqui Moly Kühler Dichter», «Hi-Gear Radiator Stop Leak» и «Wynn's Cooling System Stop Leak».
Способ применения у вышеназванных составов приблизительно одинаков:
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры (чтобы открылся термостат и циркуляция охлаждающей жидкости осуществлялась по «большому циклу»).
- Откручиваем пробку радиатора (соблюдая меры предосторожности).
- Тщательно взбалтываем емкость с герметиком, и заливаем его в охлаждающую жидкость.
- Устанавливаем пробку на место.
- Даем мотору поработать еще минут 15÷20 (пока течь не прекратится).
- При необходимости доливаем антифриз (до нормального уровня).
Стоимость одного флакона жидкого геметика (емкостью 250÷325 мл), рассчитанного на объем системы охлаждения легкового автомобиля (от 5 до 12 л) варьируется от 300 до 400 рублей. По утверждению производителей вышеперечисленные составы совместимы со всеми разновидностями антифризов, применяемыми в настоящее время в системах охлаждения.
Подготовительный этап ремонта радиатора
Прежде, чем приступить к самостоятельному ремонту радиатора, необходимо произвести ряд подготовительных мероприятий:
- Сливаем антифриз из системы охлаждения.
- Демонтируем радиатор, очищаем его от грязи и пыли и тщательно промываем.
- «Глушим» все технологические отверстия (впускные и выпускные) с помощью подручных средств (например, кусков полиэтиленовой пленки и изоленты).
- Опускаем радиатор в ванную, заполненную водой.
- По поднимающимся наверх пузырькам воздуха определяем места повреждения.
Когда «проблемные» участки четко определены и радиатор тщательно высушен, можно непосредственно приступать к процессу ремонта.
Паяем медный или латунный радиатор
Устранить небольшие повреждения в радиаторах, изготовленных из меди или латуни довольно просто. Для этого понадобятся:
- Газовая горелка (простейшая насадка на баллон стоит всего 200÷250 рублей).
- Паяльная паста (например, ЗИЛ-2 или СТ-61).
- Припой на основе олова (ПОС-30, ПОС-40 или ПОС-60).
Алгоритм проведения работ:
- Зачищаем места повреждений с помощью наждачной бумаги и надфилей.
- Прогреваем их с помощью газовой горелки.
- Наносим слой паяльной пасты или кислоты.
- Прикладываем к отверстию или трещине пруток припоя и продолжаем прогревать место пайки газовой горелкой.
- Следим за тем, чтобы плавящийся припой равномерно заполнил все места повреждений.
- После полного остывания удаляем излишки олова механическим способом.
- Закрываем все отверстия радиатора, опускаем его в ванну, заполненную водой, и убеждаемся в отсутствии появления воздушных пузырьков в местах пайки.
Ремонт алюминиевых радиаторов
Еще совсем недавно для ремонта изделий из алюминия и его сплавов применяли исключительно специальную бескислородную аргоновую сварку. Это было обусловлено тем, что после механической зачистки поврежденного места на поверхности материала мгновенно образовывалась оксидная пленка, которая и затрудняла пайку. В настоящее же время с появлением низкотемпературных припоев (Durafix или HTS-2000), предназначенных специально для пайки алюминия, ремонт радиатора из этого металла в домашних условиях не представляет особых трудностей:
- Зачищаем места повреждений механическим способом.
- Обезжириваем их с помощью спирта или растворителя.
- Нагреваем поврежденное место с помощью газовой горелки.
- Плотно прижимаем к нему пруток специального припоя и осуществляем возвратно-поступательные движения. Этим мы убираем с поверхности слой окислов, а плавящийся от соприкосновения с разогретой поверхностью припой надежно «блокирует» место протечки радиатора.
Чем можно заклеить радиатор автомобиля
Применение «холодной сварки» или специальных клеевых составов также является весьма эффективной мерой, позволяющей продлить «жизнь» радиатора вашего автомобиля. Алгоритм работ:
- С помощью узкой отвертки расширяем трещину.
- Тщательно зачищаем ее с помощью надфилей или наждачной бумаги и обезжириваем.
- Смешиваем компоненты «холодной сварки» («Poxypol», «Момент», «Arbo» или им подобных).
- Заполняем щель приготовленным раствором и оставляем узел на сутки для полного высыхания.
- Проверяем герметичность радиатора и устанавливаем его на место.
Быстро и эффективно устранить повреждения радиаторов (из самых различных материалов) можно с использованием специального ремонтного состава Hosch-Kleber. В комплект его поставки входят две емкости:
- одна с жидким клеящим составом;
- другая со специальным сварочным гранулятом.
Как пользоваться этим средством для ремонта радиатора автомобиля, рассказано в представленном ниже видео: