Самостоятельная перешиповка зимних шин: полное руководство

Каждому водителю известно, что с наступлением холодов необходимо сменить летнюю резину на зимнюю. Это требование продиктовано не только соображениями безопасности, но и законодательством, обязывающим автовладельцев «переобуть» машину до определенного срока. В последнее время многие предпочитают не покупать новые шипованные покрышки, а заниматься ошиповкой самостоятельно или проводить повторную установку шипов (перешиповку). У такого подхода есть ряд весомых плюсов. Во-первых, заводские шипы нередко изготавливаются из не самых качественных материалов в целях экономии, из-за чего они быстро изнашиваются или вылетают. Во-вторых, самостоятельная работа позволяет подобрать тип и расстановку шипов, идеально подходящие для вашего стиля вождения и дорожных условий. В-третьих, грамотная перешиповка способна значительно продлить жизнь зимней резине.

Процесс перешиповки зимних шин

Однако важно понимать: если вы купили новые зимние шины с готовыми посадочными местами под шипы, то самостоятельная ошиповка вряд ли будет экономически выгодна — стоимость работы и материалов сравнима с ценой новых шипованных покрышек. Поэтому данная статья сфокусирована на «реанимации» старых шин, как с остатками шипов, так и без них. Первый и ключевой этап — тщательная подготовка.

Подготовка покрышек к ошиповке

Прежде чем приступить к работе, нужно правильно выбрать резину. Покрышки, подходящие для ошиповки, должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть зимними — летняя резина для этого не годится;
  • Изготовлены из достаточно жесткого компаунда — такая резина лучше удерживает шип в гнезде;
  • Иметь неизношенный протектор — идеально, если это новые или малоиспользованные шины.

Этим требованиям обычно отвечают фрикционные (нешипованные) зимние шины или модели со специальными карманами под шипы. Хотя они стоят дороже, при самостоятельной работе вы будете уверены в качестве шипов и соблюдении технологии их монтажа. В результате восстановленные покрышки могут прослужить не меньше новых.

Шины со специальными отверстиями для шипов

Кроме резины, вам понадобится специальный инструмент — пневматический пистолет для ошиповки и, конечно, комплект самих шипов, выбору которых стоит уделить особое внимание.

Пневматический пистолет для ошиповки

Как правильно выбрать шипы для зимней резины

Распространено мнение, что все шипы одинаковы, но это не так. Современный рынок предлагает множество вариантов, которые различаются по нескольким параметрам:

  • Материал корпуса: алюминиевые сплавы (AD), сталь (SD) или пластик (MD);
  • Форма: классическая круглая, овальная (OD), четырехгранная, «бриллиантовая» (DD) и другие;
  • Конструкция: однофланцевые или более надежные двухфланцевые (последние актуальны для агрессивной езды на высоких скоростях);
  • Тип сердечника: трубчатый, стержневой и т.д. Упрощенно, однофланцевый шип бывает круглым или овальным, а двухфланцевый напоминает по форме рюмку.

Различные виды автомобильных шипов

Универсальных шипов не существует. При выборе ориентируйтесь на три фактора: вашу обычную скорость движения, стиль вождения и характеристики самой покрышки (твердость резины, рисунок протектора).

Важно! Допустимый выступ шипа над поверхностью протектора — не более 1.3 мм. Следите за длиной приобретаемых изделий.

Отдельный вопрос — количество шипов на покрышку. В России строгих норм нет, но многие следуют европейским рекомендациям:

  • Для 13-дюймовых колес — до 90 штук;
  • Для 14-15 дюймов — около 110 штук;
  • Для 16 дюймов — до 150 штук.

Также запомните два золотых правила:

  • Проводите ошиповку заблаговременно, до наступления зимы. Новым шипам нужно 2-3 месяца, чтобы «улежаться» в резине и надежно в ней закрепиться.
  • Шипованную резину необходимо обкатать. Первые 500 км избегайте резких разгонов и торможений, двигайтесь на умеренной скорости.

Когда все необходимое подготовлено, можно переходить к главному — установке шипов.

Технология установки шипов в покрышку

Надежно зафиксируйте шину, чтобы она оставалась абсолютно неподвижной во время работы. Поверхность протектора в месте установки смочите мыльным раствором — это облегчит вхождение шипа.

Затем возьмите пневматический пистолет, заправленный шипами. Установите его так, чтобы направляющие лапки попали в отверстие и слегка растянули его. Пистолет должен быть расположен строго перпендикулярно поверхности, без перекосов. После установки проверьте, насколько плотно и ровно сел шип. Перекошенный шип — это брак, от него лучше сразу избавиться.

Процесс установки шипа с помощью пистолета

Совет! Если шип выступает слишком сильно, его можно аккуратно подбить глубже. Используйте для этого молоток и стальную пластину-подкладку.

Если шип установлен неправильно, его можно извлечь, пока мыльный раствор не высох.

После завершения монтажа не спешите сразу ехать. Дайте шинам время «привыкнуть» к шипам, так как нагрузка на покрышку меняется. Мыльному раствору также нужно полностью высохнуть, чтобы окончательно зафиксировать шипы.

Шина с установленными шипами

Устанавливать покрышки на автомобиль рекомендуется через 2-3 дня после ошиповки.

Полезно! Если в процессе обкатки некоторые шипы вылетели, не пытайтесь вставить их обратно. При вылете отверстие обычно деформируется, и повторная установка будет неэффективна.

Если вы ошиповываете резину без готовых отверстий, их придется сверлить самостоятельно специальным трубчатым сверлом. Это более сложная и рискованная работа, так как можно повредить каркас покрышки.

Особенности повторной ошиповки (перешиповки)

Перешиповка — отличный способ продлить жизнь зимней резине при минимальных затратах. Для нее используются шины, с которых со временем выпали или стерлись старые шипы. В этом случае применяются специальные ремонтные шипы. Их отличает увеличенная шляпка, которая позволяет надежно закрепиться даже в немного деформированном старом отверстии. Обычно такие шипы имеют металлический корпус, пластиковую втулку и твердосплавный наконечник.

Внешний вид ремонтного шипа

Установка ремонтного шипа

Ремонтный шип, установленный в покрышку

Размеры ремонтных шипов

Важно! Перед перешиповкой убедитесь, что глубина протектора достаточна — не менее 7 мм.

Процесс установки ремонтных шипов почти не отличается от первичной ошиповки. Главное — тщательно очистить старые отверстия от грязи, песка, мелких камней и остатков предыдущих шипов. В остальном технология та же.

Заключение

Как видно, ошиповка зимних шин — задача вполне посильная для самостоятельного выполнения. Она не требует уникальных навыков или дорогого оборудования. В автосервисах мастера используют те же пневматические пистолеты. Разница в том, что, делая работу сам, вы полностью контролируете качество используемых материалов. Приобретя хорошие шипы и соблюдая технологию, вы сможете надежно «вооружить» свою резину на несколько сезонов вперед, сэкономив при этом значительную сумму.