Рост продаж дизельного топлива связан, в частности, с легализацией большого количества «евроблях» после принятия закона о льготной растаможке. При этом продолжают активно работать нелегальные продавцы, торгующие с «бочек». Чтобы выяснить реальное качество топлива на официальных и подпольных заправках, столичный Институт потребительских экспертиз провёл масштабную проверку. Эксперты отобрали пробы на крупнейших сетевых АЗС и у нелегальных торговцев, после чего образцы были исследованы в сертифицированной лаборатории. Результаты показали, что надёжная работа дизельного двигателя в суровые морозы возможна только при заправке на легальных, брендовых станциях.

Методология исследования
В рамках исследования были взяты пробы на заправках крупнейших сетей: Shell, КЛО, MOTTO, ОККО, WOG, Chipo, Glusco, AMIC, ANP, БРСМ – Нафта, SunOil, а также на нелегальной точке продаж. Анализировалось как стандартное дизельное топливо, так и фирменные сорта с заявленными улучшенными характеристиками. Ключевыми проверяемыми параметрами стали: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки, содержание серы и критически важный для зимы показатель – предельная температура фильтруемости.

Морозостойкость топлива
Способность топлива не терять текучесть на морозе – первый параметр, который оценили в лаборатории. У контрафактной солярки при низких температурах быстро кристаллизуются парафины, что приводит к забиванию фильтров и отказу топливной системы. Испытания показали, что все образцы с легальных АЗС соответствуют стандарту для зимнего топлива марки «З» (не ниже –20°C). Наибольший запас морозостойкости продемонстрировали КЛО (–26°C), MOTTO (–27°C) и Chipo (–24°C). Топливо с нелегальной «бочки» оказалось летним, с пределом фильтруемости всего –5°C. В реальный мороз такое топливо просто замёрзнет в оборудовании.

Арктическое дизельное топливо
Фирменное арктическое топливо показало высочайшее качество. Рекордные результаты по температуре фильтруемости показали КЛО (Ventus Diesel) – ниже –37°C и ОККО (Pulls Diesel) – –36°C. Для поездок в сильные морозы, особенно на большие расстояния, эксперты рекомендуют использовать именно такое топливо.
Цетановый индекс
Цетановый индекс, влияющий на КПД и лёгкость запуска двигателя в холод, у всех участников уложился в норматив (не менее 46). Лучшие результаты среди обычного топлива показали MOTTO (54,2), КЛО и Chipo (по 53,5). Среди брендового топлива лидерами стали КЛО (Ventus Diesel) – 55,2 и БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) – 55,0.

Безопасность и экология
Температура вспышки, характеризующая безопасность топлива, у всех легальных образцов была в норме. Что касается содержания серы, вредной для экологии и систем автомобиля, то почти все пробы соответствовали строгому стандарту Евро-5 (менее 10 мг/кг). Минимальное содержание серы зафиксировано у КЛО (Ventus Diesel) – 3 мг/кг и MOTTO – 4 мг/кг. На нелегальной точке этот показатель составил 50 мг/кг, что соответствует устаревшему стандарту Евро-4.

Итоги и рыночные тенденции
Исследование показало, что крупные сетевые операторы (ОККО, WOG, КЛО) предлагают качественное топливо, готовое к морозам. При этом заметна тенденция: сети эконом-сегмента, такие как MOTTO, Chipo, SunOil, вплотную приблизились по качеству топлива к лидерам рынка, а иногда и превосходят их, предлагая при этом более низкую цену. Их слабыми сторонами пока остаются сервис, охват и программы лояльности. Такая конкуренция идёт на пользу автомобилистам.
ДТ ЕВРО
| Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному | Цетановый индекс (норматив – не менее 46 ед.) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С (норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С )) | Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив – не ниже 55, С) | Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг) |
| ОККО (ДТ Евро) | 53,6 | – 20 | 65 | 7,5 |
| MOTTO (ДТ Евро) | 54,2 | – 27 | 72 | 4 |
| КЛО (ДТ Евро) | 53,5 | – 26 | 65 | 4 |
| Chipo (ДТ Евро) | 53,5 | – 24 | 64 | 5 |
| GLUSCO (ДТ Евро) | 51,6 | – 21 | 62 | 8 |
| AMIC (ДТ Евро) | 51,7 | – 20 | 61 | 7 |
| SUN OIL (ДТ Евро) | 51.6 | – 21 | 62 | 6 |
| ANP (ДТ Energy) | 51,6 | – 23 | 63 | 7 |
| «Бочка» | 48,3 | – 5 | 57 | 50 |
АРКТИКА
| Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному | Цетановый индекс (норматив – не менее 46 ед.) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С (норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С )) | Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив – не ниже 55, С) | Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг) |
| КЛО (Ventus Diesel) | 55,2 | Нижче – 37 | 70 | 3 |
| БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) | 55,0 | – 33 | 72 | 6 |
| ОККО (Pulls Diesel) | 54,6 | – 36 | 66 | 5 |
| Shell (V-Power) | 54,5 | – 35 | 67 | 7 |
| WOG (Mustang Diesel) | 53,7 | – 34 | 66 | 6 |
Роман Петренко