Продажи дизельного топлива растут, не в последнюю очередь из-за огромного количества «евроблях», владельцы которых после принятия закона о льготной «растаможке» массово их легализируют. Также массово трудятся и нелегальные дизельные «бочки», которые совершенно не спешат легализироваться. В любом случае, у автовладельцев есть выбор, а вот какого качества солярку действительно продают на «белых» и «чёрных» заправках, решили узнать в столичном Институте потребительских экспертиз. Эксперты отобрали пробы в самых крупных сетях АЗС нашей страны, а также у нелегальных продавцов, и отправили их сертифицированную лабораторию. Проверка показала – «дизелисты» смогут кататься даже в самый суровый мороз, но только при условии заправки на «законных» станциях.
Что исследовали
Эксперты посетили представителей практически всех крупных сетей – Shell, КЛО, MOTTO, ОККО, WOG, Chipo, Glusco, AMIC, ANP, БРСМ – Нафта, SunOil и «партизанскую» станцию, торгующую без документов. Исследовали как обычное дизельное топливо, так и выборочно «фирменные» сорта, которые, по заявлениям продавцов, имеют улучшенные параметры. Список параметров был традиционный – цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, а также главный «зимний» показатель – предельную температуру фильтруемости.
Заведётся ли в мороз?
Морозостойкость – первый параметр, который проверили в лаборатории. У контрафактной «солярки» при низких температурах быстро «выпадают парафины», соответственно забиваются фильтры – и топливная система подать топливо в двигатель оказывается не в состоянии. Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – все образцы, кроме «нелегала», являются «честным» «зимним» топливом. Стандарт указывает, что фильтруемость «зимней» марки «З» для дизельного топлива должен быть не менее минус 20°С. Никто из «белых» испытуемых не опустился ниже этой отметки, а наибольший запас прочности продемонстрировали образцы дизеля, которые эксперты приобрели на заправках КЛО (– 26°С), MOTTO (– 27°С) и Chipo (– 24°С). У «нелегалов» же на «бочке» фильтруемость соответствовала показателям «летней» солярки – минус 5°С. Единственным утешением для клиентов таких заправок может служить только тот факт, что в реальный мороз (а синоптики предрекают до минус 25 в ближайшее время) там физически не смогут отпустить топливо – оно банально замёрзнет в топливопроводах, колонке и шланге.
Что же касается дизельного топлива сорта «Арктика», то здесь «фирма» на высоте – все образцы оказались высочайшего качества. Самыми экстремальными «полярниками» по температуре фильтруемости оказались фирменное топливо КЛО (Ventus Diesel) – ниже минус 37оС, и ОККО (Pulls Diesel) – минус 36оС. В случае необходимости выезжать в морозы (особенно на длинные расстояния), эксперты рекомендуют заправляться только таким топливом.
Индекс цетана
Далее специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Данный параметр – это цетановое число топлива до применения присадок. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас среди «обычного» топлива продемонстрировали образцы MOTTO, КЛО и Chipo – 54,2, и по 53,5 единицы соответственно. Среди брендового топлива – КЛО (Ventus Diesel) и БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) – 55,2 и 55 единиц.
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.
Сера – Евро-5!
Процесс извлечения серы из нефти является самым трудным и дорогостоящим, а продукты сгорания серы наносят вред экологии и двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг это не является проблемой. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5. Практически полное отсутствие серы было зафиксировано у КЛО (Ventus Diesel) – 3 мг/кг, MOTTO – 4 мг/кг. А вот на нелегальной «бочке» серы обнаружено не в пример больше – 50 – мг/кг, что соответствует устаревшему стандарту Евро 4, и является «не кондицией».
Выводы
Похоже, дизельной «бодяге» в стране поставлен внушительный барьер, как минимум, что касается больших операторов сетей. В целом, большие сети АЗС (ОККО, WOG, КЛО) очень достойно выглядят на фоне ожидаемых метелей и морозов. Также на рынке вырисовывается ещё одна важная тенденция – ритейлеры эконом-сегмента (MOTTO, Chipo, SunOil) основательно наступают на пятки грандам рынка. По крайней мере, качество топлива сейчас у них сравнилось с крупными сетями, а то и превосходит их. При этом они серьёзно выигрывают по цене (1-2 гривны на литре), но пока проигрывают в сервисе, охвате и программах лояльности. Борьба за клиента обещает быть интересной, а для автомобилистов такая конкуренция несёт только плюсы.
ДТ ЕВРО
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному | Цетановый индекс
(норматив – не менее 46 ед.) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С
(норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С )) | Температура вспышки в закрытом тигле, С
(норматив – не ниже 55, С) | Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг) |
ОККО (ДТ Евро) | 53,6 | – 20 | 65 | 7,5 |
MOTTO (ДТ Евро) | 54,2 | – 27 | 72 | 4 |
КЛО (ДТ Евро) | 53,5 | – 26 | 65 | 4 |
Chipo (ДТ Евро) | 53,5 | – 24 | 64 | 5 |
GLUSCO (ДТ Евро) | 51,6 | – 21 | 62 | 8 |
AMIC (ДТ Евро) | 51,7 | – 20 | 61 | 7 |
SUN OIL (ДТ Евро) | 51.6 | – 21 | 62 | 6 |
ANP (ДТ Energy) | 51,6 | – 23 | 63 | 7 |
«Бочка» | 48,3 | – 5 | 57 | 50 |
АРКТИКА
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному | Цетановый индекс
(норматив – не менее 46 ед.) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С
(норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С )) | Температура вспышки в закрытом тигле, С
(норматив – не ниже 55, С) | Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг) |
КЛО (Ventus Diesel) | 55,2 | Нижче – 37 | 70 | 3 |
БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) | 55,0 | – 33 | 72 | 6 |
ОККО (Pulls Diesel) | 54,6 | – 36 | 66 | 5 |
Shell (V-Power) | 54,5 | – 35 | 67 | 7 |
WOG (Mustang Diesel) | 53,7 | – 34 | 66 | 6 |
Роман Петренко