Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС

Содержание

Продажи дизельного топлива растут, не в последнюю очередь из-за огромного количества «евроблях», владельцы которых после принятия закона о льготной «растаможке» массово их легализируют. Также массово трудятся и нелегальные дизельные «бочки», которые совершенно не спешат легализироваться. В любом случае, у автовладельцев есть выбор, а вот какого качества солярку действительно продают на «белых» и «чёрных» заправках, решили узнать в столичном Институте потребительских экспертиз. Эксперты отобрали пробы в самых крупных сетях АЗС нашей страны, а также у нелегальных продавцов, и отправили их сертифицированную лабораторию.  Проверка показала – «дизелисты» смогут кататься даже в самый суровый мороз, но только при условии заправки на «законных» станциях.

Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС

Что исследовали

Эксперты посетили представителей практически всех крупных сетей – Shell, КЛО, MOTTO, ОККО, WOG, Chipo, Glusco, AMIC,  ANP, БРСМ – Нафта, SunOil и «партизанскую» станцию, торгующую без документов. Исследовали как обычное дизельное топливо, так и выборочно «фирменные» сорта, которые, по заявлениям продавцов, имеют улучшенные параметры. Список параметров был традиционный – цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, а также главный «зимний» показатель – предельную температуру фильтруемости.

Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС

Заведётся ли в мороз?

Морозостойкость – первый параметр, который  проверили в лаборатории. У контрафактной «солярки» при низких температурах быстро «выпадают парафины», соответственно забиваются фильтры – и топливная система подать топливо в двигатель оказывается не в состоянии.  Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – все образцы, кроме «нелегала», являются «честным» «зимним» топливом. Стандарт указывает, что фильтруемость «зимней» марки «З» для дизельного топлива должен быть не менее минус 20°С. Никто из «белых» испытуемых не опустился ниже этой отметки, а наибольший запас прочности продемонстрировали образцы дизеля, которые эксперты приобрели на заправках КЛО (– 26°С), MOTTO (– 27°С) и Chipo (– 24°С). У «нелегалов» же на «бочке» фильтруемость соответствовала показателям «летней» солярки – минус 5°С. Единственным утешением для клиентов таких заправок может служить только тот факт, что в реальный мороз (а синоптики предрекают до минус 25 в ближайшее время) там физически не смогут отпустить топливо – оно банально замёрзнет в топливопроводах, колонке и шланге.

Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС

Что же касается дизельного топлива сорта «Арктика», то здесь «фирма» на высоте – все образцы оказались высочайшего качества. Самыми экстремальными «полярниками» по температуре фильтруемости оказались фирменное топливо КЛО (Ventus Diesel) – ниже минус 37оС, и ОККО (Pulls Diesel) – минус 36оС. В случае необходимости выезжать в морозы (особенно на длинные расстояния), эксперты рекомендуют заправляться только таким топливом.

 Индекс цетана

Далее специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Данный параметр – это цетановое число топлива до применения присадок. В морозы  высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый  запуск. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас среди «обычного» топлива продемонстрировали образцы MOTTO, КЛО и Chipo – 54,2, и по 53,5 единицы соответственно. Среди брендового топлива – КЛО (Ventus Diesel) и БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) – 55,2 и 55 единиц.

Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС

Вспышка

Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует  температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.

Сера – Евро-5!

Процесс извлечения серы из нефти является самым трудным и дорогостоящим, а продукты сгорания серы наносят вред экологии и двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг это не является проблемой. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными.  За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5.  Практически полное отсутствие серы было зафиксировано у КЛО (Ventus Diesel)  – 3 мг/кг, MOTTO – 4 мг/кг. А вот на нелегальной «бочке» серы обнаружено не в пример больше – 50 – мг/кг, что соответствует устаревшему стандарту Евро 4, и является «не кондицией».

Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС

Выводы

Похоже, дизельной «бодяге» в стране поставлен внушительный барьер, как минимум, что касается больших операторов сетей. В целом, большие сети АЗС (ОККО, WOG, КЛО) очень достойно выглядят на фоне ожидаемых метелей и морозов. Также на рынке вырисовывается ещё одна важная тенденция  – ритейлеры эконом-сегмента (MOTTO, Chipo, SunOil) основательно наступают на пятки грандам рынка. По крайней мере, качество топлива сейчас у них сравнилось с крупными сетями, а то и превосходит их. При этом они серьёзно выигрывают по цене (1-2 гривны на литре), но пока проигрывают в сервисе, охвате и программах лояльности. Борьба за клиента обещает быть интересной, а для автомобилистов такая конкуренция несёт только плюсы.

ДТ ЕВРО

Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельномуЦетановый индекс

(норматив – не менее 46 ед.)

Предельная температура фильтруемости, не выше,°С

(норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С ))

Температура вспышки в закрытом тигле, С

(норматив – не ниже 55, С)

Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг)
ОККО (ДТ Евро)53,6– 20657,5
MOTTO (ДТ Евро)54,2– 27724
КЛО (ДТ Евро)53,5– 26654
Chipo (ДТ Евро)53,5– 24645
GLUSCO  (ДТ Евро)51,6– 21628
AMIC (ДТ Евро)51,7– 20617
SUN OIL (ДТ Евро)51.6– 21626
ANP (ДТ Energy)51,6– 23637
«Бочка»48,3–         55750

АРКТИКА

Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному

Цетановый индекс

(норматив – не менее 46 ед.)

Предельная температура фильтруемости, не выше,°С

(норматив – для марки Л ( – 5°С ), для марки З ( – 20°С ), для марки Арктика ( – 30°С ))

Температура вспышки в закрытом тигле, С

(норматив – не ниже 55, С)

Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг)
КЛО (Ventus Diesel)55,2Нижче – 37703
БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus)55,0– 33726
ОККО (Pulls Diesel)54,6– 36665
Shell (V-Power)54,5– 35677
WOG (Mustang Diesel)53,7– 34666

 Роман Петренко