Лидер общественного движения «Авто Евро Сила» Олег Ярошевич устроил радикальную акцию протеста. В знак несогласия с принятием законопроектов о растаможке автомобилей без учёта предложений его организации, он публично сжёг свой внедорожник Range Rover на иностранной регистрации.
Заявление активиста
«Когда я заявлял на нашей акции, что сожгу свой Land Rover, если не примут нашу правку — это не был популизм или пиар! Это было осознанное заявление лидера, который понимает, что для большинства людей, купивших право пользования автомобилем на европейской регистрации за 1500€, сейчас дешевле сжечь свою машину, чем выкупить и растаможить её по новым законам! Как лидер сообщества, который ответственно относится ко всем своим заявлениям, в знак протеста сжигаю своё авто!» — написал Ярошевич в официальном сообщении от имени «Авто Евро Силы».
Опубликовано «Авто Евро Сила», четверг, 8 ноября 2018 г.
Причина протеста
Олег Ярошевич пояснил, что дал обещание уничтожить свой автомобиль на иностранных номерах, если в финальную версию закона №8487 о растаможке не включат ключевые поправки, предложенные его организацией. Главным требованием «Авто Евро Силы» было исключение коэффициента возраста из формулы расчёта акцизного сбора. Этим радикальным поступком активист хотел наглядно показать абсурдность ситуации: по новым правилам для владельцев таких машин их уничтожение становится экономически более выгодным, чем легализация.
Детали инцидента
Примечательно, что на сжигаемом внедорожнике были установлены номера с серией «АЕС» (вероятно, от названия организации), которые, скорее всего, не являлись официальными украинскими регистрационными знаками. Эксперты отмечают, что этот конкретный Range Rover был не таким уж старым (выпуска 2009-2012 годов) и соответствовал экологическому стандарту Евро-5, что теоретически позволяло растаможить его даже по действующим на тот момент правилам.
Экономический контекст
Основная проблема, однако, заключалась не только в возрасте автомобиля. Решающую роль в гигантской сумме акциза по новым законам играл большой объём двигателя внедорожника — от 4.4 до 5.0 литров. Именно из-за этого «прожорливого» двигателя автомобиль не подпадал под действие льготных акцизных ставок, что делало его легализацию в Украине неоправданно дорогой, по мнению активиста. Этот случай стал символом протеста против, как считают в организации, несправедливой и негибкой налоговой политики.