Когда речь заходит о шестиколесных автомобилях, на ум часто приходит Mercedes G-Class, но мало кто знает, что в мире Формулы-1 тоже существовал трехосный болид. Легендарный Tyrell P34 1976 года, запечатленный на вкладыше жевательной резинки Turbo №43, стал одной из самых смелых и запоминающихся инженерных идей в истории автоспорта.

Рождение революционной идеи
Концепция шестиколесного болида родилась в уме конструктора Дерека Гарднера. Он обратил внимание на лазейку в регламенте Формулы-1, который на тот момент не устанавливал ограничений ни на минимальный размер передних шин, ни на количество осей автомобиля. Это позволило ему реализовать смелый замысел.
Аэродинамическое преимущество и технические особенности
Идея имела серьезное обоснование: четыре небольших колеса в передней части значительно улучшали аэродинамику машины. Их расположение почти на одном уровне с передним антикрылом оптимизировало обтекание воздушных потоков по бокам кузова, снижая сопротивление.

В ходе испытаний выяснились дополнительные преимущества: автомобиль демонстрировал отличную маневренность и более эффективное торможение. Однако инженерам пришлось столкнуться со значительной сложностью конструкции передней подвески, которой требовалось управлять четырьмя колесами одновременно.
Сердце болида и спортивные успехи
В остальном машина была похожа на своих четырехколесных собратьев из стабильного Tyrell. Ее оснащали 3,0-литровым двигателем Ford V8 Cosworth, мощность которого сначала составляла 485 лошадиных сил, а позже была увеличена до 510.

Сезон 1976 года стал для Tyrell P34 звездным часом. На Гран-при Швеции гонщики команды заняли весь пьедестал почета, одержав двойную победу. В течение года были и другие попадания в тройку призеров, а пилот Джоди Шектер по итогам чемпионата занял почетное третье место.
Закат эпохи и наследие
В 1977 году, несмотря на доработки в аэродинамике, шестиколесный болид уже не показывал былых выдающихся результатов. Тем не менее, пилоты Ронни Петерсон и Патрик Депайе периодически боролись за подиум, завоевывая вторые и третьи места на отдельных этапах.

Поскольку достичь стабильного чемпионского успеха не удалось, команда Tyrell вернулась к классическим четырехколесным машинам. Однако Tyrell P34 навсегда вошел в историю как символ инженерной смелости. Сегодня эти автомобили стали желанными экспонатами для коллекционеров и регулярно радуют поклонников скорости на исторических фестивалях и автошоу по всему миру, напоминая об уникальном эксперименте в Формуле-1.