Сегодняшние мощные полноприводные хот-хэтчи Volkswagen Golf R имеют гораздо более раннего и радикального предка, о котором многие забыли. Ещё до появления культового R32 немецкий концерн предпринял дерзкую попытку создать машину, способную на равных сражаться с такими раллийными легендами, как Lancia Delta Integrale, Ford Escort RS Cosworth и первыми поколениями Mitsubishi Lancer Evolution.

Проект-мечта для чемпионата мира
Этим проектом стал Volkswagen Golf A59 — настоящий «убийца» своего времени, рождённый с амбициозной целью покорить вершины чемпионата мира по ралли (WRC). Согласно спортивному регламенту, для допуска к соревнованиям необходимо было выпустить 2500 дорожных версий автомобиля, и именно эти экземпляры должны были стать легендой для энтузиастов.

Сердце и душа гоночного автомобиля
Разработку технической начинки доверили компании Schmidt Motorsport, известной по подготовке Audi для немецкого кубка DTM. Для Golf A59 инженеры создали с чистого листа мощнейший 2.0-литровый турбированный двигатель, который в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач выдавал феноменальные для начала 90-х 275 лошадиных сил и 367 Нм крутящего момента. Такой силовой агрегат позволял хетчбэку разгоняться до 270 км/ч, что ставило его в один ряд с суперкарами той эпохи.

Инновации в шасси и управлении
Чтобы обуздать такую мощь, автомобиль получил не просто полный привод, а сложную систему с электронно управляемым центральным дифференциалом, что обеспечивало идеальное распределение тяги. Задняя подвеска была полностью переработана на многорычажную схему, а в сочетании с амортизаторами изменяемой жёсткости и усиленными тормозами это обещало феноменальную управляемость как на трассе, так и на раллийных спецучастках.

Внешность, говорящая сама за себя
Внешне Golf A59 нельзя было спутать с обычной «тройкой». Его выдали агрессивный обвес, функциональные воздухозаборники на капоте для охлаждения мощного мотора и расширенные арочные колёса. Внутри водителя и пассажира ждали поддерживающие спортивные кресла Recaro, настраивающие на серьёзную езду.

Испытания чемпионом и печальный конец
Тестовые заезды на легендарной трассе Нюрбургринг доверили не кому-нибудь, а самому Вальтеру Рёрлю — титулованному раллийному чемпиону мира. Машина показала выдающийся потенциал и была практически готова к старту производства. Однако судьбу проекта решили финансовые расчёты. Глава концерна Volkswagen Фердинанд Пих счёл, что для окупаемости цена автомобиля должна была составить около 80 000 немецких марок, что сравнимо со стоимостью представительского Mercedes-Benz E-класса того времени. Вдобавок, затраты на полноценную программу в WRC также были признаны чрезмерно высокими.

В результате многообещающий проект Golf A59 был закрыт. Несколько построенных предсерийных образцов разошлись по музеям и частным коллекциям, став заветными реликвиями для ценителей. А Volkswagen вернулся в высшую лигу ралли лишь два десятилетия спустя, в 2014 году, оставив мечту о немецком «убийце» Lancer Evo на базе Golf III нереализованной, но навсегда вписав её в историю автомобилестроения как один из самых смелых «что если».