На вкладыше жевательной резинки Turbo под номером 41 запечатлено легендарное купе Lotus Esprit. Этот доступный британский спорткар, появившийся в 70-х годах, быстро превратился в один из самых узнаваемых и культовых автомобилей своего времени, во многом благодаря своей уникальной внешности и передовым технологиям.

Истоки легенды: от концепта к серийному автомобилю
История модели началась в 1969 году. В то время болиды Lotus доминировали в гонках Формулы-1, а для рядовых покупателей компания предлагала один из первых массовых среднемоторных автомобилей – Lotus Europa. Руководитель компании, гениальный инженер Колин Чепмен, задумал создать новый флагманский спорткар, который бы поднял имидж марки на новый уровень.
Для разработки дизайна Чепмен обратился к знаменитому итальянскому ателье Italdesign и его основателю – Джорджетто Джуджаро. Результатом их сотрудничества стал концепт-кар Lotus Kiwi, представленный в 1972 году. Это было низкое, клиновидное купе с агрессивными линиями и выдвижными фарами, которое выглядело невероятно футуристично.

Рождение серийного Esprit: авангард и доступность
К 1976 году концепт эволюционировал в серийный автомобиль, получивший имя Lotus Esprit. Для своего времени спорткар выглядел не менее авангардно и смело, чем его итальянские конкуренты вроде Lamborghini Countach. Однако ключевым преимуществом Lotus была его относительная доступность – он стоил в несколько раз дешевле суперкаров из Италии.
Чтобы снизить стоимость производства, инженеры Lotus пошли на интересные решения. Так, коробку передач для Esprit позаимствовали у роскошного французского купе Citroen SM, а задние фонари – у компактного спорткара Fiat X1/9. Это не помешало автомобилю оставаться технически передовым.

Передовые технологии и легендарный вес
Lotus Esprit оснащался одним из первых в мире серийных двигателей с четырьмя клапанами на цилиндр (система DOHC 16V). Двухлитровый четырехцилиндровый мотор развивал мощность 160 лошадиных сил, что для конца 70-х было отличным показателем. Благодаря этому, а также феноменально низкой массе, Esprit демонстрировал впечатляющую динамику: разгон до 100 км/ч занимал около 7 секунд, а максимальная скорость достигала 220 км/ч.
Секрет такой резвости крылся в философии основателя компании Колина Чепмена: «Добавляй легкости». Кузов Esprit изготавливался из стеклопластика, а общая масса автомобиля составляла всего около 900 кг, что и сегодня является выдающимся показателем для спорткара.
Звезда экрана: путь к мировой славе
Пожалуй, главным событием в истории Lotus Esprit, которое принесло ему всемирную известность, стало появление в фильме о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил» (1977). В картине белый Esprit не просто был машиной агента 007 – он превращался в подводную лодку, оснащенную торпедами и ракетами. Этот образ навсегда вписал автомобиль в историю кинематографа. Интересно, что не так давно один из кинематографичных Esprit был приобретен Илоном Маском.

Esprit Turbo: эволюция мощности
Именно заряженная версия – Lotus Esprit Turbo 1981 года – изображена на знаменитом вкладыше от жевательной резинки. Эта модификация получила 2,2-литровый двигатель с турбонаддувом, мощность которого возросла до 210 л. с. Это позволило купе разгоняться до максимальной скорости в 240 км/ч, что было фантастическим результатом для начала 80-х. Агент 007 вновь сел за руль Esprit, на этот раз в фильме «Только для ваших глаз» (1981).
Всего с 1976 по 1987 год было выпущено 8660 экземпляров Lotus Esprit первого поколения. Каждый из них стал символом британского автомобилестроения, сочетающим в себе инновации, авангардный дизайн и дух приключений, воплощенный Джеймсом Бондом.