Своевременная замена масла, очень важный этап, который обеспечивает вам комфортную езду и продлевает срок службы вашего автомобиля.
Автомобильный двигатель – это преобразователь энергии горения в энергию вращения. И если для горения необходимо топливо, то для вращения – моторное масло. Конечно двигатель может работать и без масла, но без масленой пленки, даже на холостых оборотах, он придет в негодность в считанные минуты.
При разработке двигателей и их эволюции перед инженерами ставилась одна из первых задач – это увеличение моторесурса. Запчасти внутри мотора не должны были изнашиваться чрезмерным трением, температура деталей должна была оставаться стабильной, для эффективной работы мотора.
В результате длительных экспериментов и изучения процессов на заре машиностроения было определено, что коэффициент трения даже полированных поверхностей металлических деталей – зашкаливает. И чтобы уменьшить этот показатель, снизить температуру в местах трения деталей и продлить жизнь запчастям был предложен метод работы двигателя на масленой пленке.
Так инженеры пришли к тому, что запчасти могут работать тысячи моточасов благодарямасленой пленке, которая должна в процессе работы мотора проникнуть и удержатся на поверхности запчасти.Этот способ минимизировал контакт деталей между собой, что в свою очередь снизило износ запчастей и температуру во время трения. А когда проходила плановая замена моторного масла, стружка, которая образовывалась в результате износа деталей выводилась вместе с старым маслом. Результат был достигнут.
Современное моторное масло, задачи и функции
Сегодня масла создаются таким образом, чтобы выполнять несколько функций одновременно. И так как конструкции двигателей сильно усложнились с развитием автопроизводства, формула моторного масла также преобразилась.
Основные задачи моторного масла – это смазывать детали, сохранять свои свойства при перепаде температур, бороться с окислителями и продуктами горения, которые в него попадают, стабилизировать температуру деталей и выводить металлическую пыль.
В новых автомобилях, перед маслами ставится задача удерживать пленку при повишенных температурных и механических нагрузках. Мощности растут, а топливо не соответствует стандартам. В результате маслам необходимо бороться еще и с загрязнителями, которые попадают после сгорания в картер и окисляют их.
Зачем проводить замену масла?
Автосервис нам рекомендует менять масло с определенной периодичностью, и чтобы понять зачем, разберем процессы, которые происходят с моторным маслом.
Во время работыдвигателя в масло попадают сера и другие химические активные элементы, которые вступают в реакцию и ускоряют его процесс окисления.
Масло «стареет» и само по себе, как и любой нефтяной продукт при контакте с воздухом, а работа мотора – это катализатор, который ускоряет этот процесс. В результате «старения», масло изменяет свою химическую структуру.
Формула современного масла позволяет использовать его длительное время, так как благодаря добавкам и присадкам оно может сопротивляться окислителям и бороться с определенным количеством «тяжелых» и активных веществ, которые в него попадают.
В большинство масел добавлены компоненты, которые деактивируют загрязняющее частицы. После деактивации они уже не могут участвовать в реакции, оседают в фильтре или находятся в самом масле вплоть до момента, когда автомобилю понадобится полная замена моторного масла.
С определенным пробегом и с учетом качества нашего топлива, примерно на отрезке в 8 -10 тысяч километров масла начинают сдавать позиции и терять свои свойства в геометрической прогрессии. Молекулярная сетка рушится и свойства масел противостоять окислителям – падают. Также в масле уже на этот момент находится множество микрочастиц, которые не может уловить фильтр очистки. Эти частицы начинают оседать в двигателе в виде отложений, образуя твердый налет, который срываясь может попасть между трущимися деталями и повредить их в момент соприкосновения. Добавьте в этот коктейль остатки изношенных деталей, которые имеют вид металлической пыли и получите абразив, который сформировался в двигателе с метала, продуктов горения и отработанного масла. Таким образом двигатель начинает сам себя отравлять.
Выше перечисленные процессы проходят в любом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому каждому автомобилю необходимо своевременное обслуживание и замена моторного масла. В противном случае стандартное техническое обслуживание может не помочь. Запчасти сотрутся друг об друга при ухудшении свойств масленой пленки, а каналы забьются шлаком и приведут к капитальному ремонту, что стоит гораздо дороже чем канистра масла и фильтр.