В автомобильном сообществе часто можно услышать мнение, что старые машины были надежнее и крепче современных. В качестве аргументов приводятся примеры аварий, где классические модели, такие как старые Volvo или Mercedes S-класс, выглядят менее поврежденными, чем их современные аналоги, например, новые Kia или Ford. Однако внешняя целостность кузова после столкновения — далеко не главный показатель безопасности.

Ключевой вопрос заключается в другом: какой автомобиль лучше защищает жизнь и здоровье водителя и пассажиров? Исчерпывающий ответ на него дает масштабное исследование, проведенное Национальным управлением безопасности дорожного движения США (NHTSA). Эксперты проанализировали статистику аварий за период с 2012 по 2016 год, чтобы выяснить, как год выпуска автомобиля коррелирует с вероятностью летального исхода.
Методология исследования была предельно ясной: уровень риска определялся как процент погибших от общего числа участников ДТП в автомобилях определенной возрастной группы. Формула проста: (число погибших / (число погибших + число выживших)) * 100%. Чем выше полученный процент, тем опаснее была эксплуатация автомобилей этой эпохи.
Цифры не врут: прогресс безопасности налицо
Данные, представленные ниже, наглядно демонстрируют, как с каждым новым поколением автомобилей их безопасность неуклонно росла. Это результат внедрения современных технологий: от усиления каркаса кузова и появления подушек безопасности до сложных электронных систем стабилизации и автоматического экстренного торможения.
| Год выпуска автомобиля | Уровень смертности в ДТП |
|---|---|
| до 1984 | 55% |
| с 1985 по 1992 | 53% |
| с 1993 по 1997 | 46% |
| с 1997 по 2002 | 42% |
| с 2002 по 2007 | 36% |
| с 2008 по 2012 | 31% |
| с 2013 по 2017 | 26% |
Как видно из таблицы, разница между автомобилями, выпущенными до 1984 года, и моделями 2013-2017 годов выпуска колоссальна — уровень смертности снизился более чем вдвое. Это убедительное доказательство того, что современные автомобили, даже если их кузов сильнее деформируется при ударе (что является частью концепции поглощения энергии), спроектированы так, чтобы максимально сохранить жизнь людям внутри. Таким образом, миф о большей безопасности «железных» старых автомобилей развеян холодной статистикой.