Lada Cipher Sports: британский родстер на советских агрегатах, который так и не увидел конвейер

Кабриолет ВАЗ-2108 – довольно редкое явление на дорогах, но еще более уникальной и почти забытой страницей истории является спортивный родстер, созданный на его базе. Удивительно, но авторами этого проекта выступили не советские инженеры, а британские конструкторы.

Британские корни советского спорткара

Изначально стильный автомобиль был детищем британской компании Cipher и ее основателя Тони Стивенса. Разработанный в 1980-х годах прототип не имел ничего общего с продукцией ВАЗа: это был заднеприводный родстер с оригинальным дизайном. Однако судьба проекта круто изменилась, когда к Стивенсу обратились представители советского министерства автомобильной промышленности. Они предложили амбициозную идею: адаптировать перспективную британскую разработку под массовые советские агрегаты.

Рождение Lada Cipher Sports

В результате сотрудничества автомобиль претерпел серьезные изменения. Он превратился из заднеприводного в переднеприводный, получив силовую установку и трансмиссию от популярной в то время «восьмерки» – ВАЗ-2108. Под капотом нового родстера, получившего название Lada Cipher Sports, работал 1,3-литровый карбюраторный двигатель. Презентация этой необычной гибридной модели состоялась в 1989 году.

Дизайн и интерьер: смесь стилей

Внешний облик автомобиля, несмотря на смену платформы, сохранил свои фирменные британские черты. Пластиковый кузов лишь немного удлинили, чтобы разместить в салоне два ряда сидений, пусть и с минимальным комфортом на заднем. В интерьере произошло интересное смешение: для снижения затрат была использована стандартная приборная панель от «Лады», но отделка салона, в отличие от серийных советских машин, выполнялась из кожи, что добавляло автомобилю шарма и статусности.

Несбывшиеся планы и наследие проекта

Планы по запуску Lada Cipher Sports в серийное производство были вполне конкретными. Сборку планировали организовать на мощностях в Литовской ССР. Однако глобальные исторические события – распад Советского Союза – поставили крест на этих амбициях. Попытки наладить выпуск на самом Волжском автозаводе также не увенчались успехом, и проект остался в истории как яркий, но нереализованный прототип.

Тони Стивенс, не оставивший надежд, впоследствии пытался развивать бренд Cipher самостоятельно, создав, в том числе, купе-версию. К сожалению, коммерческого успеха достичь не удалось. Сегодня основатель проекта оставил позади эпоху спортивных родстеров с ДВС и посвятил себя разработке современных электромобилей, оставив Lada Cipher Sports в памяти автолюбителей как один из самых необычных и смелых экспериментов на стыке двух автомобильных культур.