История чешского автопрома знает множество удивительных проектов, и один из самых необычных — суперкар Grafit. Это уникальное творение, рожденное в эпоху социалистической Чехословакии, сочетает в себе смелость инженерной мысли и ограниченные возможности своего времени.
Истоки проекта: мечта и старая Tatra
Автором этого автомобиля стал инженер-самоучка Иван Лабашка. Его амбициозный проект стартовал в 1980 году, когда ему каким-то чудом удалось заполучить шасси от представительского седана Tatra 613. Эти автомобили в те годы не продавались обычным гражданам, а распределялись среди государственных учреждений, что делает сам факт его наличия у частного лица удивительным.

Техническая основа: сердце от Tatra
Grafit был построен на заднемоторном шасси Tatra 613. От донора ему досталась и силовая установка — 3,5-литровый V8 с воздушным охлаждением мощностью 167 лошадиных сил, работавший в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Таким образом, под необычным кузовом билось вполне серийное, хоть и редкое для того времени, «сердце».

Самый необычный кузов: бетонный клин
Внешний вид Grafit — это отдельная история. Клиновидный кузов с выдвижными фарами явно вдохновлен культовым Lamborghini Countach, что и подарило автомобилю неофициальное прозвище «Чешский Ламборгини». Однако главной сенсацией стал материал кузова — бетон. Несмотря на это, инженеру удалось удержать вес 4,4-метрового автомобиля на отметке в 1500 кг, что для такого материала является большим достижением.

Долгий путь к легализации и жизнь на дорогах
Сборка автомобиля была завершена к 1986 году, однако официально зарегистрировать свое творение Ивану Лабашке удалось лишь пять лет спустя. Grafit не стал музейным экспонатом — на нем активно ездили, и даже несколько раз попадали в дорожно-транспортные происшествия, что лишь подтверждает его «живой» характер.

Вторая жизнь: эволюция в 90-е
С падением «железного занавеса» у создателя Grafit появился доступ к современным технологиям и запчастям. В 1990-х годах автомобиль подвергся глубокой модернизации. Уникальный, но тяжелый бетонный кузов уступил место легкому карбоновому. Под капот (точнее, за спину водителя) встал новый 4,4-литровый V8 от Tatra 700, который после доработок выдавал уже около 400 л.с. и 450 Н·м крутящего момента. Коробка передач стала 5-ступенчатой. По словам создателя, обновленный Grafit был способен разогнаться до 325 км/ч. Также автомобиль получил новые тормоза и 17-дюймовые колеса.


Наследие и продолжение традиций
Сегодня Grafit — желанный гость на автошоу, живая легенда чешского тюнинга. Интересно, что он стал не единственным проектом такого рода. Позже, также на агрегатах Tatra, был создан более совершенный суперкар Innotech Mystero, которого уже сравнивали с Ferrari F50. Но Grafit навсегда останется первым и самым эксцентричным — бетонным суперкаром из соцлагеря, воплощением мечты, которая преодолела все технические и исторические преграды.