Полный привод: необходимость или маркетинговая уловка?

Среди автомобилистов бытует мнение, что полный привод — это всегда лучше и круче. Производители активно поддерживают этот стереотип, выпуская множество моделей с маркировкой 4х4. Однако на практике преимущества полного привода для большинства водителей оказываются сильно преувеличенными, а его наличие не всегда оправдано.

Безусловно, привод на все четыре колеса улучшает разгон и управляемость, особенно на скользком покрытии — льду, снегу или грязи. В сложных дорожных условиях он порой становится единственным способом сдвинуться с места. Иногда даже компактный внедорожник с небольшим двигателем оказывается эффективнее мощного седана именно благодаря полному приводу.

Настоящие внедорожники: классика жанра

Для тех, кто действительно часто ездит по бездорожью, созданы классические внедорожники. Их ключевые особенности — не просто возможность подключить полный привод, а целый арсенал специальных функций. Сюда входит понижающая передача в раздаточной коробке для увеличения крутящего момента, механическое соединение мостов, блокировки дифференциалов и высокий клиренс (более 20 см). Такие машины, как УАЗ, Lada Niva, Suzuki Jimny, Mitsubishi Pajero Sport или Toyota Land Cruiser Prado, рассчитаны на серьёзные испытания.

Однако у настоящих внедорожников есть и обратная сторона: высокая цена, большой расход топлива, повышенная масса, менее отточенная управляемость на асфальте и зачастую меньший комфорт. Улучшение комфорта обычно ведёт к ещё большему удорожанию. Именно поэтому для массового рынка был создан компромиссный класс — кроссоверы.

Современные кроссоверы высокого класса могут быть оснащены продвинутыми системами полного привода, способными на многое. Правда, и стоимость таких моделей соответствующая.

Кроссоверы: полный привод нового поколения

Кроссоверы, построенные на платформах легковых автомобилей, — это, по сути, компромисс между комфортом и проходимостью. Они сохраняют маневренность и экономичность, но получают увеличенный дорожный просвет и, как правило, подключаемый полный привод. Главное отличие от классических внедорожников — в конструкции трансмиссии.

У большинства кроссоверов нет полноценной раздаточной коробки с понижающим рядом. Вместо этого для подключения второй оси (чаще задней) используется электронно-управляемая многодисковая муфта. У такой системы есть ограничения: она не предназначена для длительной работы в заблокированном состоянии, может перегреваться при пробуксовке и отключаться. На некоторых моделях водитель даже не может принудительно включить полный привод — это делает автоматика, и часто уже после начала пробуксовки ведущих колёс.

Современные муфты стали более совершенными: они подключают ось плавно и быстро. Однако для преодоления серьёзных препятствий, где требуется долгая «работа внатяг» или раскачка, кроссоверы, как правило, не приспособлены. Стоит отметить, что возможности разных моделей сильно различаются, а многие кроссоверы существуют как в полноприводной (4х4), так и в моноприводной (4х2) версиях.

Кому на самом деле нужен полный привод?

Ключевой вопрос: стоит ли переплачивать за полный привод в вашем случае? Городскому жителю, даже часто выезжающему на дачу, полноценный внедорожник, скорее всего, не нужен. Достаточно выбрать кроссовер с эффективной системой полного привода.

Перед покупкой стоит изучить возможности конкретной модели. Задайте себе и другим владельцам несколько важных вопросов:

  • Можно ли принудительно включить и выключить режим 4х4?
  • Если нет, то как быстро срабатывает автоматика?
  • Насколько надёжна и вынослива муфта подключения?
  • Достаточно ли у двигателя тяги на низких оборотах?

Если ответы вас устраивают, возможностей такого автомобиля хватит для городских зимних условий и лёгкого бездорожья. Если же вы планируете регулярные поездки по сложному бездорожью в любую погоду, стоит задуматься о классическом внедорожнике.

Альтернативы полному приводу

Опыт показывает, что во многих ситуациях, особенно в городе, преимущества полного привода можно компенсировать другими средствами. Моноприводный кроссовер с правильной подготовкой часто справляется не хуже.

На снегу и скользких грунтовках решающую роль играют качественные шины. Для зимы лучше выбирать модели с агрессивным рисунком протектора и хорошим сцеплением на льду.

Не менее важно водительское мастерство. Умение трогаться плавно, без пробуксовки, техника раскачки и правильный выбор скорости для преодоления коротких сложных участков — эти навыки часто важнее, чем количество ведущих колёс.

И, наконец, не стоит забывать о базовых средствах помощи: цепях противоскольжения, лопате, песке и буксировочном тросе. В глубинке эти вещи возят с собой даже владельцы полноприводных машин.

Вывод прост: прежде чем платить за шильдик «4х4», трезво оцените, как часто вы будете попадать в ситуации, где он действительно необходим. Во многих случаях эти деньги можно сэкономить или потратить с большей пользой.