
Противоречивая картина
Оценить, улучшается или ухудшается ситуация с дорогами в России, становится всё труднее. С одной стороны, государственные структуры, такие как «Росавтодор», регулярно сообщают о достигнутых успехах и выполненных планах. С другой стороны, ежедневный опыт автомобилистов, которые перемещаются по городским улицам и региональным трассам, часто рисует иную, менее радужную картину. Это создаёт разрыв между официальной статистикой и субъективным восприятием качества дорожной инфраструктуры.
Успехи на федеральных трассах
Наиболее заметные положительные изменения происходят на дорогах федерального значения. Для тех, кто регулярно пользуется этими магистралями, прогресс может быть очевиден: количество проблемных участков и грунтовых дорог сокращается, активно ремонтируются мосты и путепроводы. По данным «Росавтодора», к концу 2017 года около 77,5% протяжённости федеральных трасс соответствовало нормативному состоянию. Под этим термином, как пояснил глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, подразумевается такое качество покрытия, которое позволяет проводить капитальный ремонт не чаще, чем раз в 12 лет.
В прошлом году было отремонтировано более 8,8 тысяч километров дорог, включая масштабные работы по капитальному ремонту. Также были приведены в порядок сотни искусственных сооружений. Планы на текущий год не менее амбициозны: запланировано строительство и реконструкция более 230 километров дорог. Среди наиболее эффективных управлений дорожного хозяйства отмечаются «Кола», «Центравтомагистраль», «Москва — Харьков», «Алтай», «Кавказ» и «Холмогоры».
Проблемы региональных и городских дорог
Однако федеральные трассы составляют лишь около 5% от общей протяжённости дорожной сети России. Основная нагрузка ложится на региональные и муниципальные дороги, ситуация с которыми часто остаётся сложной. Ключевой проблемой является хроническое недофинансирование: региональные дорожные фонды, по оценкам, пополняются лишь на 13–14% от реальной потребности. Кроме того, в регионах дорожное строительство и ремонт иногда становятся сферой для злоупотреблений и нецелевого расходования средств.
Народный фронт (ОНФ), который проводит независимый мониторинг качества дорог, составил рейтинг городов по состоянию покрытия. Согласно этим данным, наихудшая ситуация наблюдается в Махачкале, Орске и Твери. Также много жалоб поступает из Коврова, Орла, Кондопоги, Нальчика, Волгограда и Владивостока. В то же время, лучшим качеством дорог могут похвастаться Тюмень, Майкоп и Белгород. Москва в этом рейтинге занимает лишь восьмое место.
Есть ли повод для оптимизма?
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, эксперты ОНФ отмечают, что в целом за прошедший год ситуация с дорогами в стране несколько улучшилась по сравнению с предыдущими периодами. Это позволяет надеяться на то, что позитивная тенденция, наблюдаемая на федеральном уровне, постепенно распространится и на регионы. Успех будет зависеть от комплексного подхода, включающего не только увеличение финансирования, но и повышение эффективности расходования средств, а также усиление общественного контроля за качеством проводимых работ.
