Автомобильные нововведения 2018 года: новые штрафы, европротокол и электронные ПТС

В 2018 году автомобилистов ждет ряд законодательных изменений, которые могут существенно повлиять на повседневную жизнь за рулем. Дорожное движение — это зеркало общества, отражающее экономические и социальные процессы. За последние годы на дорогах стало безопаснее, чему способствовали и экономические факторы, и целенаправленные меры властей: повышение штрафов, распространение камер фиксации, установка разделительных ограждений. Власть видит в регулировании дорожного движения не только способ повысить безопасность, но и инструмент пополнения бюджета. Рассмотрим ключевые нововведения, которые планируется внедрить или уже готовятся к принятию.

Передача полномочий по штрафам с камер регионам

Одно из наиболее значимых изменений — законопроект о передаче полномочий по рассмотрению нарушений, зафиксированных автоматическими камерами, от ГИБДД к региональным администрациям. Логика вроде бы есть: камеры часто покупают за счет регионов, и штрафы идут в местный бюджет. Однако здесь кроется серьезный риск: безопасность дорожного движения может отойти на второй план, уступив место фискальной функции. Региональные власти, заинтересованные в пополнении казны, могут начать ставить камеры не там, где это действительно необходимо для предотвращения аварий, а там, где можно собрать максимум штрафов. Опыт Москвы, где уже действует подобная схема, показывает, что это может привести к массовым и не всегда обоснованным штрафам, например, за остановку под запрещающими знаками. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме, и высока вероятность, что он будет принят в 2018 году.

«Народные инспекторы» и массовая фиксация нарушений

Еще одна инициатива, способная изменить поведение на дорогах, — проект так называемого «народного инспектора». Он предполагает, что любой гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг, сможет через специальное мобильное приложение фиксировать нарушения других водителей и отправлять материалы в органы. На основе этих данных нарушителям будут приходить штрафы. С одной стороны, это может повысить дисциплину. С другой — есть опасность, что в погоне за показателями чиновники не будут тщательно проверять поступающие материалы, что приведет к волне несправедливых штрафов. Кроме того, существующие информационные системы могут не справиться с таким потоком данных. Пилотные проекты уже работают в Москве и Татарстане, но в масштабах страны закон, вероятно, будет принят не раньше президентских выборов.

Ответственность за опасное вождение и систематические нарушения

В 2018 году, наконец, может появиться конкретная ответственность за «опасное вождение» — термин, который был введен в ПДД еще в 2016 году, но до сих пор не подкреплен санкциями. Под этим понимается совокупность действий, таких как «шашки», резкое торможение без необходимости, несоблюдение дистанции и интервала, если они создают угрозу аварии. Предполагаемый штраф — 5 тысяч рублей. Однако из-за сложности в определении и доказательстве таких нарушений на практике могут возникнуть перегибы. Параллельно рассматривается законопроект о повышенной ответственности для злостных нарушителей: три нарушения в течение года могут повлечь лишение прав или крупный штраф. Это аналог зарубежной системы штрафных баллов. Оба документа находятся на рассмотрении в Госдуме.

Расширение применения европротокола

Летом 2018 года вступают в силу изменения в системе ОСАГО, которые должны сделать европротокол (оформление ДТП без вызова ГИБДД) более доступным. Главное новшество — отмена требования о взаимном согласии участников аварии в оценке обстоятельств. Теперь разбираться, кто виноват, будут страховые компании. Одновременно повышается лимит страховой выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей. Для фиксации обстоятельств ДТП рекомендуется использовать мобильное приложение «ДТП. Европротокол» от Российского союза автостраховщиков. Это должно упростить жизнь водителям и разгрузить ГИБДД.

Электронный ПТС, экологические знаки и светоотражающие жилеты

С 1 июля 2018 года начинает внедряться система электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). Бумажные ПТС постепенно будут заменены записями в единой базе данных. Это сделает историю автомобиля более прозрачной (можно будет отследить ДТП, обслуживание), но может привести к дополнительным расходам для владельцев, так как затраты на систему лягут на них. Также вступают в силу поправки в ПДД, вводящие так называемые экологические знаки. Местные власти получат право ограничивать въезд в определенные зоны автомобилей с высоким уровнем выбросов. Это может стать инструментом регулирования трафика и источником штрафов. Еще одно изменение — обязанность водителей надевать светоотражающий жилет при выходе на проезжую часть в темное время суток или в условиях плохой видимости вне населенных пунктов (например, при ДТП или поломке). Пока за неисполнение этого правила штраф не предусмотрен, поэтому его эффективность будет зависеть от сознательности водителей.