Госдума утвердила закон о рейтинге автошкол: как будут оценивать качество обучения водителей

13 ноября 2025 года Государственная Дума Российской Федерации приняла важный законопроект, направленный на повышение качества обучения в автошколах. Этот документ устанавливает новые правила оценки эффективности их работы.

История законопроекта

Инициатива была внесена Правительством России ещё в феврале 2025 года. После обсуждения и доработки депутаты одобрили её в первом чтении 10 июня, а 13 ноября документ был принят сразу во втором и третьем, окончательном чтении. Теперь законопроект направлен в Совет Федерации, а затем поступит на подпись Президенту.

Суть нововведений

Основное изменение заключается в создании системы оценки автошкол. Министерству внутренних дел поручено разработать специальные показатели и критерии, по которым будет определяться эффективность программ обучения водителей. В основу этих критериев лягут объективные данные, которые уже есть у ведомства: статистика по результатам сдачи экзаменов в ГИБДД и информация об аварийности с участием начинающих водителей.

Собранные сведения планируется публиковать в открытом доступе в интернете. Как указано в пояснительной записке, это позволит гражданам получить полную и прозрачную информацию о качестве подготовки в конкретной автошколе и сделать осознанный выбор. Фактически, в сети появится официальный рейтинг автошкол.

Сроки вступления в силу

Поправки начнут действовать не сразу. Закон вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования. Этот переходный период необходим для того, чтобы МВД разработало и утвердило все необходимые подзаконные акты и методики оценки.

Мнения и дискуссии

Несмотря на благие цели, эффективность предлагаемых мер вызывает вопросы. Показатели успешной сдачи экзаменов и низкой аварийности выпускников лишь косвенно отражают качество работы автошколы. Успех на экзамене — это часто результат совместных усилий инструктора и самого курсанта, который добросовестно учил теорию и практиковался в вождении. Если же ученик оказался нерадивым и не смог сдать ПДД, справедливо ли винить в этом только учебное заведение?

Аналогичная ситуация и с аварийностью. В автошколе и на экзамене все будущие водители предельно внимательны и соблюдают правила. Однако, получив права, некоторые начинают лихачить, пренебрегая полученными знаниями. В случае ДТП по их вине, вопрос о том, кто несёт ответственность — сам водитель или его бывшая автошкола, — остаётся дискуссионным. Кроме того, многие выпускники после получения прав могут долгое время не садиться за руль, что также искажает статистику.

Ещё один важный аспект — региональная специфика. В отдалённых районах страны у жителей зачастую нет выбора: ближайшая автошкола может быть одна на сотни километров. В такой ситуации публичный рейтинг, каким бы он ни был, не предоставляет альтернатив для обучения.

Обратите внимание: 15 ноября 2022 года был официально представлен маршрут ралли-рейда "Шёлковый путь-2023": гонка стартует в Казани и финиширует в Москве.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 13 ноября 2025 года Госдума одобрила законопроект об автошколах.