Эксперты форума «Автострахование–2025» требуют срочной модернизации законов ОСАГО и ОСГОП

В Сочи завершился первый транспортно-страховой форум «Автострахование–2025». Участники — ведущие страховщики, перевозчики и независимые аналитики — единогласно констатировали: действующие законы в сфере автострахования безнадёжно устарели и не отвечают вызовам современного рынка. Цифровизация, хотя и упростила доступ к услугам, не решила фундаментальных проблем: от неэффективного ремонта по ОСАГО до непрозрачных тарифов и отсутствия стимулов для повышения безопасности на дорогах.

Статистика РСА: рост выплат на фоне снижения сборов

Начальник Управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гринёва представила ключевые показатели рынка. Количество договоров ОСАГО стабильно растёт: с 41,4 млн в 2023 году до 44,8 млн в 2024-м. За 9 месяцев 2025 года уже заключено 37,6 млн полисов. Значительную роль в этом росте сыграло введение краткосрочных полисов (от 1 до 3 месяцев), которые с марта 2024 года активно приобретают водители такси — на их долю приходится почти 99% таких договоров.

При этом наблюдается тревожный дисбаланс: средняя страховая выплата растёт опережающими темпами (с 88 789 рублей в 2023 году до 114 079 рублей за 9 месяцев 2025-го), а средняя премия, наоборот, снижается (с 7 817 до 7 274 рублей). Эксперты связывают это с жёсткой конкуренцией страховщиков за «безубыточных» клиентов, что в долгосрочной перспективе подрывает финансовую устойчивость системы.

Кризис ремонтной системы: запчасти, споры и суды

Екатерина Гринёва отдельно остановилась на кризисе натуральной формы возмещения (ремонта по ОСАГО). Дефицит и удорожание запчастей, сроки поставки которых могут достигать 150 дней, сделали систему неэффективной. Возникли новые споры: часть автовладельцев настаивает на ремонте исключительно оригинальными деталями, хотя методика Банка России допускает использование качественных неоригинальных аналогов. Запрет на применение бывших в употреблении запчастей (кроме случаев согласия страхователя) в условиях дефицита ещё больше ограничивает возможности ремонта.

Ситуацию усугубляет судебная практика, по отдельным делам взыскивающая со страховщиков миллионные компенсации. Накопительный эффект таких решений создаёт риски для всей системы, так как сверхлимитные расходы в итоге распределяются на всех клиентов через повышение тарифов. В качестве решения Гринёва предложила дать потерпевшим право на денежную выплату с учётом износа, если они сами организуют ремонт на выбранной СТО, а также легализовать использование б/у запчастей.

Старение парка и вызовы китайского автопрома

Исполнительный директор «АВТОСТАТ» Сергей Удалов отметил негативный для страховщиков тренд: автомобили в России стали дольше оставаться у одного владельца. Коммерческий парк, особенно тяжёлые грузовики, стремительно стареет — более 70% машин старше 20 лет, что увеличивает стоимость ремонта и страховые риски. Доля китайских марок на рынке достигала 60%, а сейчас их место занимают локализованные бренды на китайских комплектующих.

Исполнительный директор РОАД Олег Баринов обозначил системные проблемы, связанные с китайскими автомобилями: острая нехватка запчастей и электронных каталогов, отсутствие руководств по ремонту и сложности с обучением персонала. Он призвал поддержать законопроект РОАД о жизненном цикле транспортных средств для законодательного регулирования обслуживания на всех этапах эксплуатации.

Обратите внимание: Тест-драйв Aston Martin DB11. За гранью реальности.

Проблемы такси и несправедливые тарифы

Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова рассказала о проблемах в сегменте перевозок. Хотя ситуация с отказами в продаже полисов таксистам улучшилась с 2021 года, тарифная модель ОСГОП (ответственности перевозчиков) остаётся несправедливой. Тарифный коридор (1300–5600 рублей) на практике сводится к усреднённой сумме около 3500 рублей, которая не учитывает ни безопасность парка, ни опыт перевозчика. Зарипова настаивает на дифференциации тарифов, введении краткосрочного ОСГОП и глубокой цифровизации процессов.

Законодательное отставание и потребительские права

Представители бизнеса и потребительских организаций детализировали точки отставания законодательства. Виктор Комышан («ОПОРА РОССИИ») указал, что лимит ответственности страховщика в 400 000 рублей и стоимость нормо-часа для СТО не менялись с 2014 года, хотя реальная стоимость ремонта выросла в разы. Для рентабельности ремонта по ОСАГО необходимо повысить стоимость нормо-часа до 2500–3000 рублей и закрепить его ежегодную индексацию.

Директор Департамента защиты прав потребителей Роскачества Игорь Поздняков призвал найти баланс между защитой клиентов и борьбой с мошенничеством. Он выделил две неприемлемые практики страховщиков: лишение права на натуральное возмещение и односторонняя замена ремонта на денежную выплату. При этом мошенничество со стороны автовладельцев (сговоры, подставы) остаётся серьёзной проблемой, требующей совместных действий всех участников рынка.

Необходимые изменения: дорожная карта для законодателей

Эксперты форума были единодушны: без срочного обновления правовой базы цифровые инновации не спасут систему автострахования. Ключевые направления для реформы:

  • Реформирование натурального возмещения: легализация б/у запчастей, гибкие формы выплат.
  • Прозрачность тарифов: внедрение понятной и справедливой методики расчёта, учитывающей реальные риски.
  • Обновление нормативов: повышение лимитов ответственности и стоимости нормо-часа с учётом инфляции.

Будущее автострахования в России теперь зависит от скорости реакции законодателей. Промедление грозит дальнейшим ростом тарифов для добросовестных автовладельцев и снижением реальной защиты участников дорожного движения.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: На первом транспортно-страховом форуме «Автострахование–2025», который 13-14 ноября проходит в Сочи, представители страхового рынка, транспортных компаний и эксперты пришли к общему выводу: действующая нормативная база автострахования больше не соответствует реальности.