![]()
В 2026 году российских автомобилистов ожидает целый ряд значительных нововведений, которые затронут как финансовую сторону владения автомобилем, так и правила дорожного движения. В этом материале мы подробно разберём ключевые изменения, подготовленные на основе информации портала Avtospravochnaya.com.
Финансовые изменения и сборы
Одним из наиболее ощутимых для кошелька водителя изменений станет очередное повышение стоимости прохождения технического осмотра. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утвердила методику, согласно которой минимальные цены на техосмотр устанавливаются региональными властями до 20 декабря каждого года. Следовательно, до конца 2025 года будут определены новые тарифы, которые вступят в силу с 1 января 2026 года. Ожидается, что стоимость процедуры снова вырастет, причём размер индексации будет различаться в зависимости от субъекта РФ. Более того, ФАС уже готовит поправки для существенного увеличения этих минимальных цен, хотя документ пока не утверждён окончательно.
Продолжит расти и утилизационный сбор. После резкого повышения ставок в октябре 2024 года, с 1 января 2026 года запланирована очередная индексация на 10-20%. Однако осенью 2025 года Минпромторг выступил с инициативой, которая может кардинально изменить подход к расчёту сбора для физических лиц. Планируется ограничить действие льготных ставок (3 400 руб. за новую машину и 5 200 руб. за авто старше 3 лет) не только объёмом двигателя до 3,0 литров, но и его мощностью — до 160 л.с. Это означает, что ввезти мощный автомобиль с небольшим объёмом двигателя по льготе уже не получится. Поправки могут вступить в силу с 1 декабря 2025 года.
Также с начала 2026 года вероятно повышение акцизов на топливо. Законопроект, предусматривающий увеличение ставок на бензин и дизельное топливо на 5%, уже одобрен Госдумой в первом чтении.
Изменения в правилах и административной практике
Важным событием станет окончание переходного периода для жителей новых регионов России. Граждане ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей обязаны до 1 января 2026 года заменить украинские регистрационные документы и государственные номера транспортных средств на российские.
В 2026 году может стартовать масштабный эксперимент по контролю средней скорости движения. Инициатива, внесённая Вологодской областью, предполагает установку камер, фиксирующих среднюю скорость на определённых участках дорог, в период с 1 января 2026 года по 30 июня 2027 года. Для этого в КоАП РФ планируется внести поправки, приравнивающие нарушение средней скорости к обычному превышению скорости с аналогичными штрафами. Однако законопроект пока получил отрицательное заключение профильного комитета.
Истекает срок действия временной меры по автоматическому продлению водительских удостоверений. Права, срок действия которых истёк в период с 2022 по 2025 год, были продлены на три года. Для удостоверений, срок которых истекает после 1 января 2026 года, данная льгота действовать не будет — их придётся менять в стандартном порядке.
С 1 сентября 2026 года планируется запуск камер, автоматически фиксирующих отсутствие полиса ОСАГО. При этом законодатели хотят ограничить количество штрафов для одного водителя — не более одного в сутки, чтобы избежать массовой рассылки «писем счастья».
Нововведения в ПДД и дорожной инфраструктуре
Приказом Росстандарта утверждены масштабные изменения в национальный ГОСТ, которые начнут применяться на дорогах. Вот ключевые из них:
Организация движения и безопасность
Для повышения безопасности на перекрёстках вводится запрет на режим работы светофора, когда одновременно горит зелёная стрелка для поворота налево и зелёный сигнал для встречного потока. Теперь при повороте налево по стрелке встречное направление должно быть закрыто красным светом.
Ужесточаются требования к дублированию дорожных знаков. Вне населённых пунктов знаки ограничения скорости теперь можно дублировать даже на дорогах с одной полосой в каждом направлении — на опасных участках. Знак «Пешеходный переход» вне городов обязательно должен дублироваться над проезжей частью.
Новые знаки и таблички
Появляется целый ряд новых дорожных элементов:
- Знак «Начало полос» — позволяет одним указателем обозначить несколько новых полос сразу, с указанием ограничений для каждой.
- Знак «Зона с ограничением остановки» — аналог знаков о запрете стоянки, но распространяющийся и на остановку.
- Таблички «Глухие пешеходы» и «Влажное, заснеженное (обледенелое) покрытие» — для более точного информирования водителей.
- Табличка «Кроме инвалидов» — теперь распространяется на все транспортные средства со знаком «Инвалид», а не только на автомобили инвалидов I и II групп.
- Таблички «Направления действия» и «Вид транспортного средства» — для уточнения зоны действия знаков и их применения к конкретным категориям ТС (например, такси).
- Знак, указывающий время действия — будет показывать месяцы, в течение которых действует тот или иной запрет или ограничение.
Изменения в организации парковки и оформлении знаков
Минимальная ширина парковочного места вдоль дорог уменьшена с 2,5 до 2,25 метра, что позволит организовать парковку на более узких улицах. Допускается совмещение на одном знаке обозначения парковки и способа постановки автомобиля.
В населённых пунктах отменяется обязательная установка предупреждающих знаков перед «лежачими полицейскими», если присутствует разметка и знаки, обозначающие саму неровность.
Отраслевые и специальные изменения
Для грузовых перевозок: Минтранс предлагает с 1 февраля 2026 года существенно повысить плату в системе «Платон» для большегрузов полной массой свыше 12 тонн. Планируется увеличить коэффициент расчёта вреда для дорог.
Для такси: С 1 марта 2026 года (за исключением Дальнего Востока и Сибири, где сроки сдвинуты) для работы в такси можно будет использовать только автомобили с высокой степенью локализации производства в России либо машины, выпущенные по специнвестконтрактам. Минпромторг будет вести публичный список разрешённых моделей.
Транспортный налог: До 31 марта 2026 года Минпромторг обновит перечень автомобилей, попадающих под повышенный коэффициент расчёта транспортного налога (так называемый «налог на роскошь»). В 2025 году в этот список входило 555 моделей.
Конфискация автомобилей: Временный порядок передачи конфискованных автомобилей (в первую очередь у пьяных водителей-рецидивистов) в Минобороны, Росгвардию и МЧС действует до 31 декабря 2025 года. Минфин уже предложил продлить этот механизм до конца 2026 года.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Обзор самых ожидаемых изменений для водителей в 2026 году.

