Обзор самых ожидаемых изменений для водителей в 2026 году

 

Обзор самых ожидаемых изменений для водителей в 2026 году.

В 2026 году водителей ждут важные изменения в правилах и законах. Рассмотрим наиболее интересные новшества в материале портала Avtospravochnaya.com.

Федеральной антимонопольной службой (ФАС) утверждены минимальные цены на проведение техосмотра по всей территории РФ, в зависимости от категории транспорта. При этом эти цены на каждый следующий период (год) устанавливаются не позднее 20 декабря предыдущего года. Новые цены начинают действовать с 1 января и применяются в течение календарного года.

Таким образом, до 20 декабря 2025 года регионы должны утвердить актуальные цены, которые начнут действовать с 1 января 2026 года. Естественно, это означает только одно - с 1 января 2026 года стоимость прохождения техосмотра в очередной раз увеличится. Конкретный размер индексации будет зависеть от региона - везде он отличается.

Помимо этого, в 2025 году ФАС готовит поправки для корректировки данной методики - минимальные цены техосмотра предлагается существенно увеличить. Пока данный документ ещё не подписан.

С 1 октября 2024 года в России резко вырос утильсбор на автомобили (Постановление Правительства РФ от 13.09.2024 N 1255). Согласно документу, с октября ставка утильсбора выросла в среднем на 70 - 85%, а затем она будет индексироваться на 10 - 20% с 1 января каждого следующего года.

Таким образом, очередная индексация утильсбора должна произойти уже с 1 января 2026 года. Однако осенью 2025 года Минпромторг подготовил новый документ, который может целиком изменить подход к расчёту ставок утильсбора. Главные изменения ожидаются для физлиц.

Напомню, для физлиц, ввозящих автомобили с двигателями объемом до 3,0 литров только для личного пользования, в 2025 году действуют льготные ставки утильсбора – 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3 лет. При этом ввезённый автомобиль нельзя продавать в течение года, иначе придётся доплатить огромную разницу утильсбора по ставкам для юрлиц.

Согласно инициативе Минпромторга, возможность оплаты льготного утильсбора для физлиц предлагается ограничить не только объёмом двигателя (до 3,0 л.), но его мощностью (до 160 л.с.). Таким образом, ввезти машины мощнее 160 л.с. по льготным ставкам не получится, даже если объём двигателя при этом будет менее 3,0 л.

Пока поправки официально не подписаны. В проекте документа указана дата вступления в силу 1 ноября 2025 года. Однако на днях первый вице-премьер Денис Мантуров в ходе заседания Госдумы поручил Минпромторгу сдвинуть этот срок на месяц - до 1 декабря 2025 года. Таким образом, перед подписанием поправок срок вступления их в силу должны скорректировать.

В Госдуму внесён законопроект, который предусматривает очередное увеличение акцизов на топливо с 1 января 2026 года:

  • по бензину - на 5%;
  • по дизельному топливу - на 5%.

22 октября 2025 года документ уже был одобрен в первом чтении Госдумы.

Госавтоинспекция Россия напомнила, что для интеграции транспорта в единое правовое поле РФ установлены обязательные требования, касающиеся жителей новых регионов России. Так, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, переходный период был установлен для граждан и юридических лиц, которые на день принятия в состав России постоянно проживали на территориях:

  • ДНР;
  • ЛНР;
  • Запорожской области;
  • Херсонской области.

Согласно действующим положениям закона, указанные физические и юридические лица обязаны до 1 января 2026 года заменить на российские:

  • регистрационные документы транспортных средств;
  • госномера транспортных средств.

15 июля 2025 года заксобрание Вологодской области внесло на рассмотрение Госдумы законопроект о проведении на территории региона эксперимента с камерами на среднюю скорость.

Согласно тексту документа, эксперимент предлагается провести в период с 1 января 2026 года по 30 июня 2027 года. Провести его хотят на отдельных участках автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения в Вологодской области. В случае успешного эксперимента, его предлагают масштабировать на всю страну.

Для устранения правового пробела, озвученного Верховным Судом РФ, определение времени и места совершения административного правонарушения предлагается осуществлять по местоположению конечного средства фиксации (камеры) на контролируемом участке. Для предупреждения водителей перед началом участков контроля средней скорости планируется устанавливать информационные знаки.

В случае подписания, данный закон вступит в силу с 1 января 2026 года. Законопроект похожего содержания подготовили и в ЯНАО, но его пока не внесли в Госдуму.

В этот же день, 15 июля 2025 года, заксобрание Вологодской области внесло в Госдуму второй законопроект, предусматривающий поправки в КоАП РФ. Законопроектом статью 12.9 КоАП РФ (превышение скорости) предлагается дополнить примечанием:

"Под нарушением скорости, установленным настоящей статьей, понимается среди прочего нарушение средней скорости движения транспортного средства в случае, если административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи на территории эксперимента в соответствии с федеральным законом о проведении эксперимента".

Таким образом, в случае принятия данного законопроекта, штрафы за превышение средней скорости будут точно такими же, как и за обычное превышение скорости.

Законопроект синхронизирован с предыдущим - в случае принятия он заработает также с 1 января 2026 года. Однако, пока инициатива получила отрицательное заключение профильного комитета - законопроект могут и отклонить.

Согласно действующему Постановлению Правительства РФ, российские водительские удостоверения, истекающие в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2025 года, автоматически продлены на 3 года.

Таким образом, если Ваши права истекли в 2022, 2023, 2024 или 2025 году, к дате их окончания нужно прибавлять 3 года, чтобы получить актуальный срок их действия. А вот если Ваши права истекают после 1 января 2026 года, то их данная мера уже не коснётся - документы придётся менять в обычном стандартном порядке, никакого автопродления для таких прав не предусмотрено.

Не исключено, что действие данной меры в последний момент могут вновь продлить, но пока официальной информации об этом нет.

Приказом Росстандарта утверждены изменения в ГОСТ Р 52289-2019, которые призваны повысить безопасность дорожного движения и упростить восприятие информации водителями и пешеходами на улицах. Разберём самые важные и интересные изменения, предусмотренные этим документом.

а) Ограничение действия временных и стационарных дорожных знаков

Согласно действовавшим ранее требованиям, временные и стационарные знаки и светофоры, не предназначенные для действующей схемы организации движения, допускается закрывать чехлами, исключающими возможность прочтения изображения знаков, сигналов светофора. Согласно поправкам, на дорожных указателях зачехление надписей и/или их частей теперь допускается способом перечеркивания двумя диагональными пересекающимися в центре зачехляемой информации красными полосами. Ширину красных полос при этом принимают равной половине высоты прописной буквы, но не менее 100 мм. Таким образом, это позволяет корректировать знаки, не закрывая их полностью чехлом, если актуальность утратила только часть информации на знаке.

б) Новые размеры парковочных мест

Меняются требования к размерам парковочных мест вдоль дорог. Так, если ранее была разрешена ширина не менее 2,5 метра, то теперь данное значение уменьшено до 2,25 м. Это позволит организовать места для параллельной парковки на узких улицах, где ранее это было невозможно из-за ограничений в ГОСТ.

в) Новые требования к светофорам

Согласно поправкам, режим работы светофоров, предусматривающий регулируемое дополнительной секцией движение поворачивающих налево либо разворачивающихся транспортных средств и одновременное движение в прямом встречном направлении, запрещается. Таким образом, при обустройстве таких участков дорожники будут обязаны делать такой режим, при котором, если для поворачивающих налево горит зелёная стрелка, то для встречного потока обязательно должен гореть красный сигнал светофора. Это должно снизить аварийность на таких участках.

г) Дублирование дорожных знаков

Теперь вне населенных пунктов знаки ограничения скорости допускается дублировать даже на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении - в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках. Ранее дублирование знаков ограничения скорости с левой стороны дороги было предусмотрено только для дорог, имеющих две и более полосы для движения в каждом направлении.

Ещё одно новшество - вне населенных пунктов знак "Пешеходный переход" теперь обязательно нужно дублировать над проезжей частью на всех без исключения дорогах. А вот в населенных пунктах требования мягче:

  • на регулируемых пешеходных переходах - знак "Пешеходный переход" допускается не дублировать над дорогой;
  • на нерегулируемых пешеходных переходах - знак "Пешеходный переход" допускается не дублировать над дорогой, но только при наличии искусственных неровностей, в том числе совмещенных с пешеходным переходом.

д) Отмена предупреждений о "лежачих полицейских"

Согласно поправкам, в населённых пунктах теперь разрешено не устанавливать знаки, предупреждающие о приближении к "лежачему полицейскому", в следующих случаях:

  • при наличии знаков, обозначающих границы искусственной неровности, и соответствующей дорожной разметки;
  • при наличии новых совмещенных знаков, обозначающих рекомендованную скорость с изображением "лежачего полицейского", и соответствующей дорожной разметки.

е) Знак "Начало полос"

Также появился новый знак, обозначающий начало полос. Так, если на дороге появляется сразу несколько новых полос, теперь можно вместо нескольких установить лишь один знак. Также на нём сразу же можно указывать ограничения, действующие на каждой полосе.

ж) Знак "Зона с ограничением остановки"

Если раньше были знаки, обозначающие начало и конец зоны с запретом стоянки, то теперь появились аналогичные знаки, но касающиеся уже остановки.

Обратите внимание: Euro NCAP опубликовал рейтинг самых безопасных автомобилей..

Таким образом, между знаками, обозначающими начало и конец такой зоны, запрещаются и остановка, и стоянка транспортных средств.

з) Новые требования к знаку "Стоп-линия"

Согласно поправкам, в населенных пунктах перед регулируемыми пешеходными переходами и регулируемыми перекрестками, за исключением перекрестков, имеющих по пути следования несколько пересечений проезжих частей, при наличии стоп-линии на асфальте дублирующий знак "Стоп-линия" допускается не применять. Это довольно спорное решение, ведь в зимнее время разметка может оказаться под снегом, а камера ГИБДД - пришлёт штраф за пересечение стоп-линии, которую водитель мог и не видеть.

Кроме того, знак "Стоп-линия" теперь может быть в вертикальном виде, что должно устранить возможность перекрытия сигналов светофора и других дорожных знаков, а также исключить помехи для пешеходов, особенно если знак установлен низко.

и) Табличка "Глухие пешеходы"

Помимо таблички "Слепые пешеходы", котарая была ранее, появилась и табличка "Глухие пешеходы". Табличку "Глухие пешеходы" применяют перед пешеходными переходами, расположенными в непосредственной близости от объектов, которые посещают глухие и слабослышащие.

к) Табличка "Влажное, заснеженное (обледенелое) покрытие"

Если раньше была предусмотрена только табличка "Влажное покрытие", то теперь появилась и табличка "Влажное, заснеженное (обледенелое) покрытие". Действие знаков, установленных вместе с такой табличкой, распространяется только на период времени, когда покрытие проезжей части влажное, заснеженное (обледенелое).

л) Табличка "Кроме инвалидов"

Табличку 8.18 "Кроме инвалидов" теперь применяют для указания, что действие знака не распространяется на все транспортные средства, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид". Ранее в ГОСТ было ограничение, говорящее о том, что данный пункт применим только к инвалидам 1 и 2 групп.

м) Табличка "Без пропуска"

Новая табличка "Без пропуска" информирует о возможности дальнейшего движения в зоне действия запрещающего знака при наличии соответствующего пропуска, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органами исполнительной власти субъекта РФ.

н) Знак "Парковка"

Поправками допускается совмещать на одном знаке обозначение парковки и способа постановки автомобиля на парковку.

о) Таблички "Направления действия"

Кроме того, появились дополнительные таблички, обозначающие направление действия знаков.

Они будут полезны в ситуациях, когда проезжие части разделены узкой разделительной полосой. Такие таблички нужны для обозначения той проезжей части, на которую они распространяют своё действие. К примеру, одну из таких ситуаций вы видите на фото ниже - это проспект в Набережных Челнах, а справа - местный проезд. Из-за узкой разделительной полосы непонятно, на какую именно сторону распространяют действие эти знаки.

п) Табличка "Вид транспортного средства"

Появилась новая табличка с изображением такси, обозначающая, что знаки, установленные с ней, действуют для таксистов.

р) Время действия знаков

Также вводится новый знак, который указывает время действия различных дорожных знаков по месяцам. Это будет полезно при сезонных изменениях. К примеру, если зимой нужно ограничить стоянку на дороге для уборки снега коммунальщиками.

с) Другие изменения

  • знак "Конец главной дороги" разрешено не устанавливать в населенных пунктах, если перед перекрёстком уже установлены знаки "Уступи дорогу" или "Движение без остановки запрещено";
  • отменено исключение, согласно которому действие знаков 4.1.1 - 4.1.6, указывающих направления движения на перекрестке, ранее не распространялось на маршрутные транспортные средства;
  • если ранее разрешалось устанавливать знаки на опорах освещения, то теперь добавили возможность их размещения и на других "стационарных объектах".

Напомню, обязательная плата за проезд грузовиков полной массой свыше 12 тонн по федеральным трассам (система «Платон») работает в России с 15 ноября 2015 года. Тарифы системы индексируются каждый год, с 1 февраля.

Фактическое повышение в 2025 году оказалось выше прогнозируемого почти в два раза: если летом 2024 года Росавтодор прогнозировал рост тарифа в 2025 году на 16 копеек, то по факту с 1 февраля 2025 года каждый километр стал дороже на 29 копеек.

Минтранс предлагает существенно повысить плату для большегрузов с 2026 года. Ведомство хочет увеличить коэффициент, который применяют к плате за вред, причиняемый дорогам большегрузами. Если изменения примут, понижающий коэффициент вместо нынешнего 0,51 составит 0,75. Проект пока проходит публичное обсуждение, новшества предлагают ввести с 1 февраля 2026 года.

Поправки, ограничивающие перечень автомобилей для работы в такси, были подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным (Федеральный закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ). Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.

Согласно документу, использовать для такси можно будет автомобили, соответствующие одному из условий:

  • уровень локализации в баллах соответствует требованиям Правительства к автомобилям, закупаемым для государственных и муниципальных нужд;
  • автомобиль произведён в рамках специнвестконтрактов (СПИКов) на территории РФ (но это условие будет действовать только до 1 января 2033 года).

Таким образом, для работы в такси можно будет использовать либо только российские модели, либо иномарки с высокой долей локализации, собранные в РФ.

Сведения об автомобилях, разрешённых использовать в такси, будет публиковать на своём сайте Минпромторг России. При попытке зарегистрировать в реестре такси автомобиль, не соответствующий требованиям, будет выдаваться отказ.

Требования по использованию российских автомобилей в такси вступят в силу:

  • в регионах Дальнего Востока - с 1 марта 2030 года;
  • в регионах Сибирского федерального округа и в Калининградской области - с 1 марта 2028 года;
  • во всех остальных регионах РФ - с 1 марта 2026 года.

Данные требования не будут распространяться на автомобили, внесённые в реестр легковых такси до указанных выше дат. Таким образом, иномарки, уже работающие в качестве такси, можно будет использовать до окончания срока действия уже выданного разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Напомню, срок действия разрешения такси составляет 5 лет.

В первичный список (от 1 октября 2025 года) попали следующие модели:

  • Lada — Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel;
  • УАЗ — "Патриот" и "Хантер";
  • Sollers — SP7;
  • Evolute — I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE;
  • Voyah — Free, Dream, Passion;
  • Москвич — 3, 3е, 6, 8.

По информации Минпромторга, список будут обновлять по мере появления на рынке новых моделей российских брендов и авто, производство которых локализовали в стране.

До 31 марта 2026 года Минпромторг должен сформировать и опубликовать перечень легковых автомобилей, в отношении которых применяется повышающий коэффициент для расчета транспортного налога. Напомню, согласно последним поправкам, повышающий коэффициент "3" действует при расчёте транспортного налога на следующие автомобили:

  • легковые автомобили средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • легковые автомобили средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Ежегодно до конца марта Минпромторг обновляет и публикует перечень марок и моделей машин, которые попадают под этот "налог на роскошь". В 2025 году в этот перечень попали 555 моделей автомобилей.

При этом на днях власти предложили пересмотреть требования к "налогу на роскошь". О чём именно идёт речь - пока не уточняется.

Согласно поручению Президента РФ, камеры для выявления бесполисников должны запустить до 1 ноября 2025 года. Однако для обеспечения их запуска сперва необходимо скорректировать КоАП РФ. Дело в том, что текущая редакция статьи 12.37 КоАП РФ не содержит ограничений по количеству штрафов за езду без ОСАГО. Соответственно, при запуске камер на ОСАГО бесполисникам начнут приходить "письма счастья" буквально на каждом перекрёстке.

Именно поэтому, было принято решение ограничить количество штрафов с камер за езду без ОСАГО - не более одного в сутки. Соответствующий законопроект был внесён на рассмотрение Госдумы 23 сентября 2025 года.

В связи с необходимостью завершения модернизации сервиса для автоматизации деятельности центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения на базе специального программного обеспечения "Паутина" и отработки механизма привлечения к административной ответственности статьей 2 данного законопроекта предложено установить срок вступления в силу проектируемой нормы - с 1 сентября 2026 года.

Таким образом, поправки в КоАП РФ, позволяющие запустить камеры на ОСАГО, заработают только с 1 сентября 2026 года. Соответственно, и камеры для рассылки штрафов бесполисникам раньше этой даты теперь не запустят. По крайней мере, в масштабах всей страны. При этом в ряде регионов готовятся к проведению эксперимента с камерами на ОСАГО уже в 2025 году.

У меня на сайте вы можете выгодно оформить полис автострахования: ОСАГО (сравнив на одной странице цены сразу от 21 страховой компании), КАСКО (в т.ч. мини-каско и "КАСКО от бесполисных"), ОСГОП для такси.

В 2023 году было подписано Постановление Правительства РФ от 08.09.2023 № 1470, которым был утверждён временный порядок передачи конфискованного государством имущества для нужд:

  • Минобороны;
  • Росгвардии;
  • МЧС;
  • движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" (для дальнейшей безвозмездной передачи имущества гражданам и организациям на территории новых регионов РФ).

Согласно этим поправкам, с 2023 года предусмотрена передача указанным ведомствам и организациям следующей конфискованной государством техники:

  • строительная техника;
  • грузовая техника;
  • транспортные средства;
  • прицепы;
  • квадроциклы;
  • снегоходы;
  • маломерные суда.

Активнее всего транспортные средства нарушителей сейчас передаются в Минобороны РФ. В первую очередь - речь конечно же о таком грубом нарушении, как повторное пьяное вождение.

Злостных нарушителей ПДД выявляют сотрудники Госавтоинспекции. Собранные ими материалы служат основанием для возбуждения уголовных дел, если автовладельцы ранее уже попадали в поле зрения правоохранительных органов за нетрезвую езду.

Фигуранты признаются виновными в судебном порядке, им назначаются различные меры наказания: от принудительных работ до реального лишения свободы. Их автомобили как средства совершения преступления конфискуются и помещаются на спецстоянки.

Далее рамках исполнительных производств о конфискации транспортных средств судебные приставы собирают пакет необходимых документов и передают автомобили в пользование Министерства обороны Российской Федерации.

Данный порядок передачи конфискованного государством имущества является временным: он действует только до 31 декабря 2025 года. При этом 22 сентября 2025 года Минфин РФ опубликовал на портале проектов нормативно-правовых актов поправки о продлении данного механизма до 31 декабря 2026 года. Но пока поправки о продлении ещё не подписаны.

 

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Обзор самых ожидаемых изменений для водителей в 2026 году.