В Татарстане выявили 2,6% автомобилей с грязным выхлопом по итогам рейдов «Чистый воздух»

В Татарстане завершилась масштабная экологическая операция «Чистый воздух», в ходе которой сотрудники ГИБДД и Минэкологии республики проверили тысячи автомобилей на соответствие экологическим нормативам. Это уже 43-я по счету подобная кампания в регионе, которая традиционно направлена на снижение вредного воздействия транспорта на атмосферу.

Масштабы проверок и статистика нарушений

Совместные рейды, в которых с 2024 года также участвует Ространснадзор, проходили с 1 июня по 30 сентября 2025 года. За этот период инспекторы проверили 6 497 транспортных средств. Основную массу составили легковые автомобили (6 007 единиц), также были осмотрены 270 грузовиков и 220 автобусов.

С точки зрения используемого топлива картина выглядит так: подавляющее большинство (5 732) работали на бензине, 582 — на дизеле и 183 — на газе.

Превышение допустимых норм содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах было зафиксировано у 168 автомобилей, что составляет 2,6% от общего числа проверенных. Среди нарушителей оказались 151 легковая машина, 12 грузовиков и 5 автобусов.

Старые автомобили — главные нарушители

Анализ данных показал, что основная проблема сосредоточена в старом автопарке. Нарушения чаще всего выявлялись у автомобилей, выпущенных до 1986 года, которые должны соответствовать низким экологическим классам (нулевому или первому). При этом все проверенные новые автомобили с современным экологическим классом «Евро-6» показали полное соответствие требованиям.

«В Татарстане отмечается устойчивая тенденция по снижению количества транспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах – с 7,7% в 2016 году до 2,6% в 2025 году. Это связано с постепенным обновлением автомобильного парка, выводом из эксплуатации устаревших автомашин, а также производством и реализацией на АЗС моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками», — прокомментировал начальник отдела атмосферного воздуха Минэкологии Татарстана Ильдар Шакрамов.

Как проходили проверки и какая ответственность грозит

Рейды охватили 28 районов республики. На стационарных постах проверки проводились ежедневно, а в районах — дважды в месяц. Для контроля использовалось специальное оборудование: газоанализаторы и дымомеры.

С владельцами автомобилей, у которых были выявлены нарушения, проводились разъяснительные беседы, а также составлялись протоколы об административных правонарушениях.

Согласно действующему законодательству, за нарушение нормативов по выхлопам (ст. 8.23 КоАП РФ) водителю грозит предупреждение или штраф в 500 рублей. Отдельно наказывается незаконное изменение конструкции выхлопной системы, например, удаление катализатора. За это по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ также предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей, но с обязательным требованием устранить нарушение. В противном случае регистрация транспортного средства может быть аннулирована.

Будущее штрафов: ужесточение на подходе?

В мае 2025 года в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий резко увеличить штрафы за загрязняющий выхлоп и повышенный шум. Инициатива вызвана многочисленными жалобами граждан и, по мнению авторов, текущие штрафы (установленные в 2007-2013 гг.) с учетом инфляции уже неэффективны.

Согласно проекту, новые штрафы могут составить:

  • для граждан — 20 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Цель — создать более действенный механизм для улучшения экологической обстановки и комфорта городской среды. Однако профильный комитет Госдумы дал на документ отрицательное заключение, и его судьба пока неясна. Первое чтение запланировано на 28 октября 2025 года.

Фото: Минэкологии РТ

Обратите внимание: Hyundai: итоги и прогнозы.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В Татарстане подвели итоги совместных рейдов ГИБДД и экологов.