В Госдуме обсудили реформу ремонта по ОСАГО: новые возможности для автовладельцев и борьба с мошенничеством

В Государственной Думе состоялось обсуждение ключевых изменений в системе возмещения ущерба по полисам ОСАГО. Основной темой парламентских слушаний стала реформа, призванная расширить права автовладельцев и сделать процедуру восстановления автомобиля после аварии более гибкой и справедливой.

Существующие проблемы и пути их решения

На сегодняшний день закон предусматривает два основных способа получения возмещения после ДТП:

  • Натуральная форма: страховая компания выдаёт направление на ремонт в конкретный автосервис, с которым у неё заключён договор. После выполнения работ клиент забирает машину, а сервис получает оплату напрямую от страховщика.
  • Денежная форма: страховая компания перечисляет владельцу автомобиля денежную сумму, рассчитанную как стоимость ремонта. Далее автовладелец самостоятельно решает, где и как восстанавливать своё транспортное средство.

Второй вариант, несмотря на кажущуюся свободу выбора, имеет существенный недостаток — учёт износа деталей. Согласно действующим правилам, для старых автомобилей стоимость запчастей при расчёте выплаты может быть уменьшена на величину износа, который может достигать 50%. Таким образом, на ремонт владелец может получить значительно меньше реально необходимой суммы.

Новый, третий вариант ремонта

Власти подготовили альтернативу, которая должна устранить этот дисбаланс. Её ключевые принципы:

  • Автовладелец получает право выбрать любой автосервис, даже если у того нет договора со страховой компанией виновника ДТП.
  • Страховая компания обязуется доплатить разницу, если выделенных на ремонт средств не хватит из-за учёта износа или выявления скрытых повреждений.

Как отметил на слушаниях президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, сейчас доля восстановительного ремонта (натурального возмещения) крайне мала — всего 5-6%. Одна из причин — страховые компании зависят от автосервисов, которые не обязаны с ними сотрудничать и могут отказать клиенту даже при наличии направления. Для исправления ситуации предлагается внести в закон важное дополнение: если автовладелец после получения денежной выплаты всё же отремонтировал машину в течение 9 месяцев, он сможет дополнительно обратиться к страховщику за компенсацией той самой суммы износа, которая изначально была удержана.

Обратите внимание: Как рассчитать страховку ОСАГО онлайн?.

В РСА и Минфине поддерживают эти изменения, считая, что они повысят потребительскую ценность полиса ОСАГО и найдут баланс интересов между страховщиком и пострадавшим водителем.

Борьба с посредниками и мошенничеством

Отдельной острой темой обсуждения стала деятельность автоюристов и аварийных комиссаров. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что дефицит запчастей и сложности с ремонтом создали почву для злоупотреблений. Посредники часто заключают с пострадавшими договоры цессии, выкупая их право на выплату за мизерную сумму, а затем взыскивают со страховщиков в разы больше через суд, присваивая разницу.

«Эту практику надо пресечь. Водитель должен получать выплаты напрямую, без вовлечения третьих сторон», — подчеркнул Аксаков. Его поддержал эксперт Петр Шкуматов, отметивший, что прекращение массовых судебных исков от посредников высвободит значительные средства, которые можно направить на полную компенсацию ущерба автовладельцам без вычета износа.

Равные гарантии и ответственность

Заместитель председателя Банка России Филипп Габуния акцентировал внимание на необходимости обеспечить равные обязательства для всех участников процесса. Если страховая компания обязана организовать ремонт, то и автосервисы должны быть обязаны добросовестно его выполнять и не отказывать страховщикам в сотрудничестве без веских причин.

Обсуждение в Госдуме показало, что реформа системы ОСАГО движется в сторону большей защиты прав рядовых автовладельцев, упрощения процедур и искоренения недобросовестных схем. Принятие предлагаемых поправок может в корне изменить опыт взаимодействия водителей со страховыми компаниями после ДТП.

У меня на сайте вы можете выгодно оформить полис автострахования: ОСАГО (сравнив на одной странице цены сразу от 21 страховой компании), КАСКО (в т.ч. мини-каско и "КАСКО от бесполисных"), ОСГОП для такси.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: еформу ремонта по ОСАГО обсудили в Госдуме.