Telegram-чаты ГИБДД против пьяных водителей: гражданская ответственность или «стукачество»?

В социальной сети Telegram активно развивается новый формат взаимодействия граждан и правоохранительных органов — специализированные чаты ГИБДД. Их главная цель — оперативное выявление водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Однако эта инициатива вызывает неоднозначную реакцию в обществе: одни видят в ней проявление активной гражданской позиции, другие же называют её современной формой доносительства.

Как работают чаты и почему они эффективны

Пионером в этом направлении стал Татарстан, где подобные чаты начали работу ещё в 2020 году. Принцип их действия прост и прозрачен: любой человек, ставший свидетелем опасного поведения автомобиля на дороге (виляние, водитель с бутылкой и т.п.), может отправить в чат сообщение. Для этого достаточно указать основные данные: марку, цвет, государственный номер автомобиля и направление его движения. Сообщения принимаются даже анонимно.

Информация мгновенно поступает дежурным, которые направляют ближайший патруль ДПС на проверку. Если подозрения подтверждаются, нарушитель привлекается к ответственности. Если же водитель трезв, он просто продолжает свой путь без каких-либо последствий. Эта система уже доказала свою высокую эффективность. Например, в чате «Пьяные водители Набережных Челнов», где состоит более 5,5 тысяч участников, только за прошлый год было выявлено 29 нетрезвых водителей, а с начала 2025 года — уже 21.

Успешный опыт Татарстана перенимают и другие регионы России. На сегодня аналогичные проекты запущены в Крыму, Башкортостане, Вологодской, Костромской, Воронежской, Кемеровской областях и ряде других субъектов РФ.

Гражданская позиция или «стукачество»? Разбор основных аргументов

Несмотря на очевидные результаты, многие, особенно среди автомобилистов, критикуют эту практику, называя её «стукачеством» или доносительством. Давайте разберём основные контраргументы.

Аргумент 1: «Жалеть нужно водителя, его лишат прав».
Сторонники этой точки зрения часто апеллируют к тяжёлым последствиям для нарушителя: потере работы, невозможности возить семью. Однако возникает резонный вопрос: разве сам водитель, садясь пьяным за руль, думал о своей работе или семье? Никто не принуждал его нарушать закон, который в России строго карает за вождение в нетрезвом виде. Ответственность за свои действия должен нести прежде всего сам нарушитель.

Аргумент 2: «Чаты — инструмент для мести и ложных доносов».
Противники системы опасаются, что ею могут злоупотреблять для сведения личных счётов. Действительно, теоретически кто-то может отправить ложное сообщение о недруге. Но важно понимать: если водитель трезв, проверка патрулём займёт у него лишь несколько минут, после чего он спокойно поедет дальше. Таким образом, «мститель» потратит своё время впустую, а невиновный гражданин не понесёт ущерба.

Обратите внимание: О новых предложениях на заседании Общественного совета при МВД РФ рассказал руководитель ГИБДД М. Черников..

Почему сообщать о пьяном водителе — это ответственность

Информирование о серьёзном правонарушении — это не донос, а нормальная гражданская позиция в здоровом обществе. Речь идёт не о мелкой шалости, а о преступлении. Пьяный водитель управляет источником повышенной опасности, масса которого исчисляется тоннами. Своими действиями он создаёт прямую угрозу для жизни и здоровья всех участников дорожного движения.

Своевременное сообщение может предотвратить трагедию. Остановив нетрезвого водителя, вы потенциально спасаете не только пешеходов и других автомобилистов, но и его самого. Статистика ДТП с участием пьяных водителей ужасает: такие аварии часто имеют тяжёлые последствия, вплоть до гибели людей. Для самого же нарушителя одна такая «покатушка» может обернуться реальным тюремным сроком, особенно если в ДТП пострадают люди.

Те, кто осуждает «доносчиков», часто просто не сталкивались с последствиями лично. Стоит задать себе вопрос: что, если на пути этого автомобиля окажутся ваши дети, родители или вы сами? Какова будет ваша реакция тогда? Не превратится ли равнодушие в трагическую ошибку, о которой будет поздно жалеть?

Равнодушное «это не моё дело» сегодня может обернуться бедой завтра. Проявив «солидарность» с нарушителем и закрыв на него глаза, вы даёте ему возможность безнаказанно продолжать опасную езду. А его следующей жертвой может стать кто угодно.

Представьте ситуацию: пьяный водитель повредил вашу машину и скрылся. Соседи видели это, но не стали ничего говорить, потому что «не доносчики». Хотите ли вы жить в таком обществе, где каждый защищает только себя, а пьяные за рулём чувствуют себя безнаказанно? Кто на самом деле нуждается в нашей защите — безответственные нарушители или потенциальные жертвы их действий?

Время задуматься об этом есть у каждого. Главное — сделать правильный выбор, пока не стало слишком поздно.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чаты ГИБДД в Telegram: доносы или гражданская позиция.