![]()
Ситуация с топливом в России осенью 2025 года вызывает серьёзные опасения у автовладельцев. Октябрь стал месяцем, когда проблемы с доступностью и стоимостью бензина и дизеля достигли пика.
Корни проблемы: летний рост на бирже
Предпосылки для осеннего кризиса были заложены ещё летом. На Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 начали стремительно расти, устанавливая один рекорд за другим. Первыми под удар попали небольшие, независимые автозаправочные станции.
Две России: как разные АЗС переживают кризис
Всё дело в структуре рынка. Все заправки в стране можно разделить на две основные категории, которые по-разному ощущают на себе ценовое давление.
- Сетевые АЗС нефтяных гигантов (ВИНКи). Это вертикально-интегрированные компании, такие как «Лукойл» или «Татнефть», которые контролируют всю цепочку — от добычи нефти до продажи топлива на своих заправках. Они имеют возможность самостоятельно регулировать объёмы поставок и внутренние цены, что даёт им определённую стабильность.
- Независимые частные АЗС. Эти заправки вынуждены закупать топливо на бирже или у нефтеперерабатывающих заводов. Для них резкий скачок оптовых цен означает необходимость продавать топливо значительно дороже, чем их сетевые конкуренты, чтобы оставаться на плаву.
В итоге рост цен затронул всех, но масштабы разные. На заправках крупных сетей подорожание составило 1-2 рубля за литр, в то время как на мелких частных АЗС цена могла прыгнуть на 5-7 рублей и более.
Обратите внимание: Зимний дизель на заправках. Результаты проверки в Украине.
Помимо стоимости, возникли и проблемы с доступностью: на некоторых АЗС начались временные перебои с поставками, и нужная марка бензина могла просто отсутствовать.Что делать автовладельцам?
Обычным водителям остаётся лишь адаптироваться к новым реалиям: стараться экономить топливо, планировать поездки и, возможно, чаще выбирать сетевые заправки. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, управляющих автопарками, есть более действенное решение — использование топливных карт, например, от сервиса e1-card.ru. Это позволяет не только получать скидки, но и вести детальный онлайн-учёт всех расходов на горючее.
Меры правительства: быстрые решения и долгий эффект
Власти пытаются взять ситуацию под контроль. В конце сентября Кабинет министров утвердил временное ограничение на экспорт топлива, которое будет действовать до 31 декабря 2025 года. Для бензина введён полный запрет на вывоз за рубеж, а для дизельного топлива ограничения коснулись в основном перекупщиков, не занимающихся его производством.
Также в правительстве рассматривают ряд дополнительных шагов для насыщения внутреннего рынка:
- Отмена ввозных пошлин на бензин из ряда азиатских стран (Китай, Корея, Сингапур).
- Увеличение объёмов импорта топлива из Беларуси, где его производят из российской нефти.
- Временное разрешение на использование специальных присадок на НПЗ для повышения октанового числа бензина.
Прогноз на октябрь и последующие месяцы
Важно понимать, что ни одна из этих мер не даст мгновенного результата. Стабилизация рынка — процесс постепенный. Эксперты сходятся во мнении, что возврата к летним ценам 2025 года ждать не стоит. Скорее всего, стоимость топлива закрепится на достигнутом осенью уровне. Небольшое снижение возможно лишь на тех заправках, где рост был наиболее спекулятивным и достиг 8-10 рублей. Однако и этот прогноз не является гарантированным. Автовладельцам, по всей видимости, придётся привыкать к новым, более высоким расходам на заправку.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Что будет с бензином на заправках в октябре 2025 года.