![]()
16 сентября 2025 года в Государственной Думе РФ состоялось рассмотрение, но не принятие, федерального законопроекта, известного в народе как «закон о тишине». Инициатива, направленная на установление единых правил соблюдения тишины по всей стране, была отклонена депутатами уже в первом чтении.
Что предлагал законопроект?
Как ранее сообщалось, документ был внесён в повестку дня с целью унификации разрозненных региональных норм. В настоящее время вопросы ночного покоя регулируются законами субъектов РФ и местными актами, что создаёт правовую неоднородность: в разных регионах отличаются не только определение «ночного времени», но и перечень запрещённых действий, а также размеры штрафов.
Законопроект предлагал ввести на федеральном уровне чёткий «тихий час» — период с 22:00 до 7:00 по местному времени. В эти часы под запрет попадал бы целый ряд действий, способных потревожить покой граждан:
- Громкое использование бытовой техники: телевизоров, колонок, радиоприёмников, а также звукоусиливающей аппаратуры, установленной в том числе на транспортных средствах или в объектах торговли.
- Музыкальное творчество: игра на инструментах и пение.
- Автомобильные сигналы: срабатывание звуковой охранной сигнализации на машинах.
- Применение пиротехники (за исключением новогодней ночи).
- Проведение шумных погрузочно-разгрузочных работ.
Исключения из правил
Законодатели предусмотрели и ряд ситуаций, когда действие «закона о тишине» приостанавливается. К ним отнесли:
- Действия по предотвращению или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий и правонарушений.
- Проведение официально согласованных массовых, культурных, спортивных и религиозных мероприятий.
- Отправление религиозных обрядов в соответствии с канонами.
- Особый режим в новогоднюю ночь с 22:00 31 декабря до 4:00 1 января.
Нормы должны были применяться на всей жилой застройке, прилегающих территориях, а также в зонах социальной инфраструктуры (больницы, школы, детские сады).
Обратите внимание: Что можно сделать с нерастаможенным авто в случае проблем с законом.
Кто должен был следить за тишиной?
Для реализации закона планировалось создать трёхуровневую систему контроля:
- Управляющие компании и ТСЖ: им предоставлялось право проводить разъяснительную работу с жильцами, а также фиксировать нарушения, составляя акты для передачи в уполномоченные органы. Такой акт мог стать основанием для административного производства, особенно в случае повторных нарушений.
- Государственные жилищные инспекции — по аналогии с контролем за антитабачным законодательством в подъездах.
- Органы внутренних дел (полиция) как основной орган, уполномоченный составлять протоколы и привлекать к ответственности.
Итог рассмотрения и альтернативные инициативы
Несмотря на проработанность, данный законопроект не получил поддержки депутатов и был отклонён. Тем не менее, проблема шумового загрязнения, особенно от транспорта, остаётся в поле зрения законодателей. В Госдуме всё ещё находятся на рассмотрении другие инициативы:
- Законопроект от Мосгордумы о штрафах для шумных водителей, одобренный в первом чтении ещё в 2023 году.
- Инициатива от партии ЛДПР, предлагающая увеличить штраф за превышение уровня шума и выбросов транспортных средств с 500 до 20 000 рублей, то есть в 40 раз. Его первое чтение запланировано на сентябрь 2025 года.
Таким образом, вопрос о введении единых федеральных правил тишины пока остаётся открытым, а регулирование по-прежнему осуществляется на уровне регионов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 16 сентября 2025 года депутаты рассмотрели федеральный "закон о тишине".

