Какие изменения ждут российских водителей с 1 сентября 2025 года: полный обзор, только факты

 

Какие изменения ждут российских водителей с 1 сентября 2025 года: полный обзор, только факты.

С 1 сентября каждого года традиционно вступает в силу целый ряд новых законов. 2025-й год не станет исключением. Новые законы с 1 сентября 2025 года ждут и российских водителей:

  • новые госпошлины;
  • новые штрафы;
  • поправки по техосмотру;
  • новые требования к здоровью водителей;
  • новые правила медосвидетельствования;
  • ограничения по бензину;
  • изменения для такси;
  • требования к шинам и моторным маслам и т.д.

Какие же изменения ждут российских водителей с 1 сентября 2025 года - читайте полный обзор в подробном материале портала Avtospravochnaya.com.

С 1 сентября 2025 года резко вырастут госпошлины ГИБДД (Федеральный закон от 31.07.2025 № 271-ФЗ).

Так, следующие госпошлины вырастут в 1,5 раза:

  • выдача автомобильных госномеров - с 2 000 до 3 000 рублей;
  • выдача госномеров на мотоциклы и прицепы - с 1 500 до 2 250 рублей;
  • выдача металлических транзитных госномеров на автомобили и прицепы - с 1 600 до 2 400 рублей;
  • выдача бумажных транзитных госномеров - с 200 до 300 рублей;
  • выдача ПТС - с 800 до 1 200 рублей;
  • внесение изменений в ПТС - с 350 до 525 рублей;
  • выдача свидетельства о допуске транспортного средства (ТС) к перевозке опасных грузов - с 1 500 до 2 250 рублей;
  • продление свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов - с 1 000 до 1 500 рублей.

Пошлины за выдачу или замену водительских прав увеличатся в 2 раза:

  • выдача пластиковых водительских прав (как сейчас) - с 2 000 до 4 000 рублей;
  • выдача пластиковых водительских прав нового образца (с чипом, пока такие не выдают) - с 3 000 до 6 000 рублей;
  • выдача международных водительских прав - с 1 600 до 3 200 рублей.

Сильнее всего (в 3 раза) вырастут следующие пошлины:

  • выдача бумажных (ламинированных, как сейчас) СТС - с 500 до 1 500 рублей;
  • выдача пластиковых СТС нового образца (размером как водительские права, пока такие не выдают) - с 1 500 до 4 500 рублей;
  • выдача разрешения на изменение конструкции ТС - с 1 000 до 3 000 рублей;
  • выдача свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности после внесения изменений в конструкцию - с 1 500 до 4 500 рублей.

Помимо этого, Налоговый Кодекс РФ с 1 сентября дополняется двумя новыми пошлинами:

  • выдача свидетельства о соответствии учебно-материальной базы автошкол действующим требованиям - 15 000 рублей;
  • внесение сведений о техосмотре (при оформлении диагностической карты) в систему ЕАИСТО - 500 рублей.

Как уже упоминалось выше, с 1 сентября 2025 года в Налоговом Кодексе РФ появится новая госпошлина - 500 рублей за внесение сведений о диагностической карте техосмотра в электронную базу ЕАИСТО. Однако до сих пор нет полной ясности, кто же эту госпошлину в итоге должен будет платить.

Ситуация такова, что автовладелец в данном случае обращается в частный пункт техосмотра, то есть госуслугу не получает. Поэтому взимание с него этой пошлины будет не совсем законным.

В свою очередь, если предположить, что пошлину должен платить сам пункт техосмотра, то он должен заложить её в стоимость услуги проведения техосмотра. А сделать он этого не может, потому что регионы утверждают стоимость проведения техосмотра с 1 января каждого года и она не может меняться до конца текущего года.

Таким образом, возникает нелепая ситуация, когда получив за техосмотр мотоцикла 408 рублей (в некоторых регионах действует именно такая цена), оператор пункта ТО должен будет оплатить госпошлину в размере 500 рублей, чтобы внести эту диагностическую карту в систему ЕАИСТО.

В связи с такой неопределённостью Союз операторов техосмотра уже направил обращения в целый ряд ведомств, в том числе в Минфин и ФАС.

С 1 сентября 2025 года ужесточается наказание за непредоставление преимущества машинам со спецсигналами (Федеральный закон от 31.07.2025 № 281-ФЗ). Соответствующие поправки внесены в статью 12.17 КоАП РФ.

С 1 сентября 2025 года водителям, не пропускающим спецтранспорт, будут грозить следующие виды наказания:

  • наказание за непропуск машин с синей мигалкой, но без цветографической окраски кузова (к примеру, машины депутатов и других чиновников) - осталось без изменений, предупреждение или штраф 500 рублей;
  • наказание за непропуск машин оперативных служб (скорая помощь, пожарная, полиция и т.д.), которые имеют цветографическую окраску и синие (или сине-красные) мигалки, ужесточено - штраф вместо 4 500 - 7 500 рублей теперь составит 7 500 - 10 000 рублей, а сроки лишения прав вместо 3-12 месяцев выросли до 6-12 месяцев;
  • вводится новое наказание (штраф 7 500 - 10 000 рублей или лишение прав на 6-12 месяцев) за непропуск машин ГИБДД, ФСО, ФСБ и ВАИ (если они не имеют цветографической окраски, но едут с включенной сиреной и сине-красными мигалками), а также сопровождаемых ими колонн и кортежей.

С 1 сентября 2025 года некоторые водители смогут лишиться права управления транспортными средствами из-за болезней или состояния здоровья. Пока что речь идёт только о тех водителях, для которых управление транспортными средствами является их работой.

Поправки о направлении таких водителей на обязательные внеочередные медосмотры и возможности прекращения действия их медсправок уже утвердил Минздрав России (Приказ Минздрава РФ от 09.04.2025 № 173н): подписанный документ официально опубликован 26 мая 2025 года и вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Согласно тексту документа, граждан, работающих водителями, смогут направлять на внеочередной обязательный медосмотр, если при проведении обязательных периодических медосмотров у них будут выявлены состояния здоровья, при которых управление транспортом должно быть ограничено или запрещено.

Напомню, если обычные водители проходят медосмотр раз в 10 лет, при очередной замене водительских прав, то для профессиональных водителей установлена более частая периодичность: их здоровье должны проверять не реже, чем раз в 2 года.

Соответственно, если при очередном медосмотре у работника будут выявлены отклонения, ограничивающие или запрещающие управлением транспортом, его сперва будут направлять на доп. обследование или лечение. Если по итогам доп. обследования или лечения опасное состояние здоровья водителя подтвердится, то медики будут выдавать ему направление уже на обязательный внеочередной медосмотр.

Одновременно с этим на период внеочередного медосмотра будет приостанавливаться действие медсправки такого работника, а информация об этом в течение 3 дней будет направляться в региональное подразделение ГИБДД. Если по итогам внеочередного обязательного медосмотра диагноз не подтвердится, то медики будут восстанавливать действие медсправки, и в течение 3 дней будут обязаны проинформировать об этом ГИБДД.

Если же в итоге диагноз подтвердится, то приостановленная ранее медсправка будет окончательно аннулироваться, о чём опять же сообщат в ГИБДД. Соответственно, ГИБДД в таком случае со своей стороны сможет аннулировать водительские права таких водителей.

С 1 сентября 2025 года вступит в силу новый перечень заболеваний, ограничивающих вождение (Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2025 № 892-р). Также как и в прошлом документе, в новом содержатся 3 перечня:

  1. перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  2. перечень медицинских показаний к управлению транспортным средством;
  3. перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

В новом документе более детально прописаны коды заболеваний по так называемой международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). С 1 сентября 2025 года изменится только первый перечень, содержащий противопоказания, при которых вождение вообще полностью запрещено.

Во-первых, в него добавили новое противопоказание: "общие расстройства психологического развития (F84)". В него входят следующие расстройства:

  • F84.0 Детский аутизм
  • F84.1 Атипичный аутизм
  • F84.2 Синдром Ретта
  • F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
  • F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
  • F84.5 Синдром Аспергера
  • F84.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.9 Общее расстройство развития неуточненное

Во-вторых, в перечень внесли две корректировки по зрению:

  • "Ахроматопсию" заменили на "Аномалии цветового зрения";
  • "Слепоту обоих глаз" заменили на "Слепоту бинокулярную".

Таким образом, с 1 сентября 2025 года вождение может быть запрещено не только тем, кто полностью не различает все цвета, но и тем, у кого есть проблемы с распознаванием лишь некоторых цветов. Финальное решение по допуску за руль таких граждан принимает врач по итогам обследования.

Что же касается термина "слепота обоих глаз", то он подразумевает полное отсутствие зрения. Его заменили термином "слепота бинокулярная": это диагноз, при котором оба глаза не видят совсем или видят очень плохо.

Минздрав России подчёркивает, что сам по себе диагноз – ещё не приговор. Может человек сесть за руль или нет, определяет врач - в каждом конкретном случае отдельно.

Минздрав утвердил новые правила проведения медосвидетельствования водителей - они заработают с 1 сентября 2025 года (Приказ Минздрава РФ от 29.04.2025 № 262н).

Как и ранее, остаются два разных понятия:

  • освидетельствование;
  • медосвидетельствование.

Важное отличие между ними - от освидетельствования можно отказаться без каких-либо правовых последствий. А вот отказ от медосвидетельствования влечёт за собой наказание по статье 12.26 КоАП РФ: лишение прав от 1,5 до 2 лет и штраф 45 000 рублей.

Согласно тексту документа, медицинское освидетельствование включает в себя:

  1. осмотр врачом-специалистом (фельдшером);
  2. исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
  3. определение наличия психоактивных веществ в образце биологического материала (мочи);
  4. исследование уровня психоактивных веществ в образце биологического материала (мочи, крови).

Сперва проводится первое исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. После проведения первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя проводится осмотр врачом-специалистом (фельдшером).

При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха - через 15 - 25 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха - повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится.

Далее проводится отбор биоматериалов - независимо от результатов исследования выдыхаемого воздуха. Для анализа нужно сдать мочу. При этом в 2 случаях предусмотрены исключения, когда вместо мочи можно сдать кровь:

  • если отбор мочи не представляется возможным в связи с наличием у водителя соматической патологии;
  • если в течение 30 минут после направления на исследование водитель заявляет о невозможности сдачи мочи.

На основании результатов медицинского освидетельствования выносится одно из следующих медицинских заключений:

  • установлено состояние опьянения;
  • состояние опьянения не установлено;
  • от медосвидетельствования отказался.

В отношении водителей состояние опьянения считается установленным в следующих случаях:

  • при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (0,16 и более миллиграмма на 1 литр выдыхаемого воздуха)
  • при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 литр крови;
  • при обнаружении в образце биологического материала одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Состояние опьянения водителя считается не установленным:

  • при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
  • при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации менее 0,3 грамма на 1 литр крови;
  • при отсутствии в образце биологического материала наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Водитель считается отказавшимся от медосвидетельствования:

  • при отказе от проведения медосвидетельствования (до начала его проведения);
  • при отказе от осмотра врачом-специалистом (фельдшером)
  • при отказе от любого из исследований, предусмотренного правилами медосвидетельствования;
  • при фальсификации выдоха;
  • при фальсификации образца биологического материала (мочи).

Правительство ввело новый временный запрет на экспорт автомобильного бензина (Постановление Правительства РФ от 27.08.2025 № 1294). Ограничения теперь будут действовать с 1 сентября по 31 октября 2025 года включительно:

  • с 1 по 30 сентября 2025 года запрет будет распространяться на всех экспортёров, в том числе на непосредственных производителей нефтепродуктов;
  • с 1 по 31 октября 2025 года для производителей бензина ограничения будут сняты.

"Решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке. Предыдущий экспортный запрет был установлен Правительством в феврале 2025 года. Он действует с 1 марта по 31 августа 2025 года включительно. В данный момент ограничения распространяются в том числе на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов", - рассказали в Правительстве РФ.

Таким образом, теперь актуальная ситуация с запретом на экспорт бензина выглядит так:

  • до 31 августа - действует полный запрет;
  • с 1 по 30 сентября - также будет действовать полный запрет;
  • с 1 по 31 октября - запрет экспорта будет действовать только на перекупщиков.

Судя по всему, в Правительстве считают, что сезонный спрос к октябрю пойдёт на спад, поэтому будет достаточно не полного запрета на экспорт, а лишь ограничений для перекупщиков.

Почему это важно для обычных автолюбителей? Дело в том, что чаще всего нефтяникам выгоднее продавать топливо за границу, по более высоким ценам, нежели на внутреннем рынке РФ. Однако это может привести к дефициту топлива на рынке РФ, и, как следствие, к резкому росту цен на заправках. Именно поэтому ранее и было введено ограничение на экспорт бензина - чтобы внутри страны не было дефицита, а цены на АЗС оставались стабильными.

Стоит ли теперь ожидать снижения цен на заправках? Конечно же, нет. Хорошо, если благодаря полному запрету экспорта, до заправок хотя бы не успеет дойти волна подорожания оптовых цен, которая фиксировалась последние недели августа.

В лучшем случае - розничные цены на заправках останутся без изменений. Но скорее всего - цены будут расти на уровень текущей инфляции.

7 апреля 2025 года Президент РФ Владимир Путин подписал очередные поправки, которые призваны бороться с навязыванием допов гражданам, в том числе - и автолюбителям (Федеральный закон от 07.04.2025 № 69-ФЗ). Чаще всего с подобными злоупотреблениями автолюбители сталкиваются при оформлении страховки, а также в автосалонах, при покупке автомобиля.

Поправками статья 16 закона "О защите прав потребителей" дополнена новым пунктом 3.1, предусматривающим запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг).

Согласно поправкам, продажа дополнительных товаров или услуг за отдельную плату должна осуществляться продавцом исключительно с согласия потребителя. При этом потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия допы.

Теперь запрещается навязывание допов за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести допы или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом.

Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных допов, а если они оплачены, вправе потребовать от продавца возврата уплаченной денежной суммы.

Требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные допы денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня предъявления указанного требования.

Согласие потребителя на приобретение допов за плату оформляется продавцом в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.

Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.

Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца.

Проставление продавцом автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг), не допускается.

29 декабря 2022 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ. Согласно данному документу, введён целый ряд изменений в сфере такси. Большинство изменений уже заработали с 1 сентября 2023 года, а часть - вступает в силу 1 сентября 2025 года.

Так, с 1 сентября 2025 года заработают следующие изменения в сфере такси:

  • юрлицо службы заказа такси должно находиться на территории РФ;
  • если количество автомобилей службы заказа такси, выполняющих заказы в регионе, превышает 4 тысячи в сутки, необходимо создание филиала данной службы в регионе.

У меня на сайте вы можете выгодно оформить полис автострахования: ОСАГО (сравнив на одной странице цены сразу от 21 страховой компании), КАСКО (в т.ч. мини-каско и "КАСКО от бесполисных"), ОСГОП для такси.


Согласно действующим требованиям Техрегламента и ПДД, с 1 сентября 2025 года будет официально разрешена эксплуатация транспортных средств на шипованных шинах - запрет распространяется только на летние месяцы: июнь, июль и август. Это на руку жителям северных регионов, где снег может выпасть уже в сентябре. Они могут перейти на шипованные шины, не боясь наказания.

Правительство утвердило срок введения обязательной маркировки в системе «Честный знак» для смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. Согласно подписанному Постановлению, маркировка начнется с 1 сентября 2025 года. Все участники оборота этих товаров уже должны были зарегистрироваться в государственной информационной системе маркировки с 1 марта 2025 года.

Как обычно заявляется о том, что введение маркировки поможет бороться с поддельными товарами. Однако по факту маркировка поможет лишь отследить перемещение товаров: когда они были ввезены, откуда и т.д. А вот гарантий, что внутри промаркированной канистры находится именно оригинальное моторное масло, а не фальсификат, никто, конечно же, не даст.

Кроме того, маркировка, хоть и не сильно, но скажется на конечной цене моторного масла, которое итак уже довольно-таки сильно подорожало.

25 октября 2024 года Минтранс опубликовал для общественного обсуждения проект поправок, увеличивающий штрафы для "зайцев" на платных трассах. Документом предусмотрено увеличение размера административного штрафа за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам:

  • для легковушек - с 1 500 рублей до 10 000 рублей;
  • для грузовиков - с 5 000 рублей до 30 000 рублей.

Кроме того, будет введен отдельный штраф в размере 50 000 рублей для владельцев автомобилей, принадлежащих иностранному перевозчику.

Помимо этого, в случае принятия данных поправок, будет отменена скидка 50% за своевременную оплату штрафов за неоплаченный проезд. Напомню, скидка 50% на штрафы за неоплаченный проезд была введена совсем недавно, с 1 сентября 2024 года.

Необходимость ужесточения штрафов Минтранс объяснил тем, что сейчас пользователям платных трасс выгоднее заплатить небольшой штраф за неоплату проезда, чем оплачивать сам проезд. Водители массово этим пользуются.

В случае принятия, поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года, говорится в тексте документа. Но пока этот документ так и не был подписан.

Помимо этого, как обычно в сети Интернет активно муссируется фейковая информация о резком увеличении штрафов ГИБДД. Подобные сообщения публикуются в конце каждого месяца, а затем активно рассылаются в соцсетях, группах водителей и т.д. Этот месяц не стал исключением: в сети уже сообщают о том, что с 1 сентября 2025 года вырастут многие штрафы:

  • за превышение скорости;
  • за неправильную парковку;
  • за разговоры по телефону за рулём;
  • за тонировку и т.д.

Однако, как и в прошлые месяцы, эта информация не соответствует действительности.

В последнее время в сети Интернет публикуется множество сообщений о том, что ГИБДД России якобы начнёт проверять знания правил дорожного движения прямо на дорогах, при остановке водителей для проверки документов. Называется даже точная дата этого нововведения - 1 сентября 2025 года.

На самом деле, подобные меры действительно обсуждались. Но только не в России, а в Киргизии. Дело в том, что Президент Кыргызстана ещё в апреле 2025 года поручил местному МВД проработать данную меру и запустить её с 1 сентября 2025 года. Предполагается, что в случае выявления нарушений ПДД со стороны водителя, остановивший его сотрудник будет иметь право проверить его знания ПДД прямо на месте. Если водитель-нарушитель тест на знание ПДД не пройдёт, его водительское удостоверение будет изыматься и временно приостанавливаться.

Чтобы его вернуть, необходимо будет сдать уже полноценный экзамен в автоинспекции. Экзамены будут платными - после каждой неудачной попытки сумма госпошлины за пересдачу будет увеличиваться. Во избежание коррупции предложено утвердить обязательную видеосъёмку процесса проверки ПДД у водителей на дороге.

Что же касается России, то у нас никаких проверок ПДД на дорогах пока не планируется - такого нет даже на стадии идеи. Хотя, некоторым водителям это явно бы не помешало...

21 мая 2025 года на сайте Кремля был опубликован перечень поручений Президента России по итогам прошедшего в апреле заседания президиума Госсовета РФ.

Согласно пункту №5 данного перечня, Владимир Путин поручил ведомствам проработать вопрос использования доп. доходов страховщиков после запуска камер на ОСАГО, чтобы на эти деньги потом закупать автобусы.

"Правительству совместно с Банком России, комиссиями Госсовета РФ по направлениям «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» рассмотреть вопросы, касающиеся возможности направления страховыми организациями части прибыли, дополнительно полученной при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате совершенствования администрирования правонарушений, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ (по итогам года, следующего за годом, в котором были приняты данные меры), на обновление парка общественного транспорта в субъектах РФ, обратив особое внимание на то, что отчисление такой прибыли не должно привести к повышению тарифов на указанный вид страхования", - говорится в поручении.

Доклад по этому вопросу поручено подготовить до 15 сентября 2025 года, ответственными назначены премьер-министр Мишустин М.В., глава Банка России Набиуллина Э.С., глава Республики Татарстан Минниханов Р.Н. и глава Бурятии Цыденов А.С.

Таким образом, до 15 сентября 2025 года поручено проработать использование доп. дохода страховщиков от запуска камеры, а сами камеры на ОСАГО - запустить до 1 ноября 2025 года (пункт №6 этого же поручения Президента РФ).

19 сентября 2025 года должны заработать обновлённые справочники по ОСАГО. Они содержат средние цены на запчасти, материалы и нормо-часы работ по восстановительному ремонту после ДТП. От средних цен в этих справочниках зависят как размеры выплат по страховке после аварии, так и сама стоимость полиса ОСАГО. Справочники обновляются раз в квартал - очередное обновление должно состояться 19 сентября 2025 года.

 

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Какие изменения ждут российских водителей с 1 сентября 2025 года: полный обзор, только факты.