![]()
В Государственной Думе обсуждается инициатива, направленная на существенное упрощение процедуры официального оформления доработок и тюнинга автомобилей в подразделениях ГИБДД. Цель — вывести этот сегмент из «серой» зоны и сделать его безопасным и легальным.
Почему тюнинг нужно оформлять?
Согласно действующему законодательству, а именно техническому регламенту Таможенного союза, любое изменение конструкции транспортного средства, выполненное после его выпуска с завода, считается внесением изменений. Это касается не только установки спойлеров или литых дисков, но и более серьезных доработок, таких как монтаж газобаллонного оборудования (ГБО), фаркопа, усиление подвески или замена тормозной системы. Ключевой критерий — потенциальное влияние на безопасность дорожного движения, которое определяет не владелец, а специальная аккредитованная лаборатория.
Риски незаконного тюнинга
Игнорирование требований закона влечет за собой серьезные последствия. За езду на автомобиле с неоформленными изменениями водителю грозит штраф в 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ с требованием устранить нарушения. Если владелец проигнорирует это, ГИБДД может прекратить регистрацию транспортного средства. Дальнейшая эксплуатация такого авто будет считаться административным правонарушением (ст. 12.1 КоАП РФ) со штрафом до 800 рублей, а при повторной поимке — до 5 000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца.
После прекращения регистрации автомобиль попадает в розыскную базу. При остановке инспекторы имеют право изъять государственные номерные знаки и свидетельство о регистрации (СТС). Владельцу придется заново ставить машину на учет, получая новый номер, а также может быть привлечен к ответственности за неповиновение законному требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ) вплоть до административного ареста.
Сложности текущей процедуры
Основная причина, по которой многие автовладельцы избегают легального пути, — это чрезвычайно громоздкая и затратная процедура. Для законного оформления тюнинга необходимо:
- Получить предварительное разрешение в ГИБДД на внесение изменений.
- Обратиться в аккредитованную лабораторию для проведения экспертизы безопасности доработок.
- Пройти повторный технический осмотр.
- Вернуться в ГИБДД для окончательного внесения изменений в документы на автомобиль.
Каждый этап сопровождается временными затратами и уплатой государственных пошлин. На сегодняшний день только в ГИБДД нужно заплатить две пошлины: 1 000 рублей за разрешение и 1 500 рублей за свидетельство о соответствии. С 1 сентября 2025 года эти суммы вырастут втрое, до 3 000 и 4 500 рублей соответственно, что еще больше оттолкнет автолюбителей от легализации.
Инициатива по упрощению
31 июля 2025 года вице-спикер Госдумы Владислав Даванков выступил с предложением кардинально пересмотреть подход к регистрации тюнинга. Он отметил, что многие доработки, особенно на новых бюджетных автомобилях с базовой комплектацией (слабые тормоза, амортизаторы), фактически повышают безопасность, но формально попадают под запрет.
Депутат предложил три ключевых изменения:
- Сократить срок согласования с 30 до 15 рабочих дней.
- Внедрить электронный документооборот для подачи заявлений и документов, убрав необходимость личных визитов.
- Создать федеральный реестр сертифицированного тюнинг-оборудования, что позволит автовладельцам и сервисам использовать заранее одобренные и безопасные комплектующие.
По мнению Даванкова, легализация упростит жизнь не только автолюбителям, но и принесет пользу экономике: автосервисы выйдут из тени, а бюджеты получат дополнительные налоговые отчисления, которые можно направить на ремонт дорог.
Поддержка в регионах и планы на осень
Идея нашла активную поддержку в регионах. В ходе поездок в Дагестан и Волгоград депутат отметил, что местным водителям доработки (например, усиление подвески для горных дорог) часто жизненно необходимы. В Волгограде ему представили примеры тюнинга, который не только улучшает внешний вид, но и повышает безопасность (например, «Приора» с системой ABS).
Автолюбители также озвучили потребность в специальных площадках для выставок и соревнований, что говорит о формировании автомобильной культуры.
Владислав Даванков заявил, что законопроект будет внесен в Госдуму осенью 2025 года в рамках осенней сессии. Пилотный проект по упрощению процедуры может быть запущен в одном из регионов, например, в Дагестане.
Обратите внимание: Старую BMW M5 E39 без пробега хотят продать дороже новой Эмки.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В Госдуме хотят упростить оформление тюнинга в ГИБДД.
