Современные автомобили всё больше напоминают смартфоны: обновления программного обеспечения теперь приходят «по воздуху» — через OTA (Over-the-Air). Эта технология позволяет автопроизводителям удалённо устанавливать новые функции, исправлять ошибки и повышать безопасность без посещения сервиса.
Владельцу достаточно подключить машину к интернету, и за несколько минут система обновится. Однако за удобством скрываются и риски: не все обновления идут на пользу, а некоторые могут даже снижать характеристики авто — и делается это без ведома владельца, сообщает издание 110km.ru.
Технология OTA уже активно используется такими брендами, как:
- Tesla;
- BMW;
- Mercedes;
- Audi;
- Volkswagen.
Например, в Audi через платную подписку можно включить такие "допы", как LED-матричные фары, навигацию или парковочный ассистент, которые зачастую "заморожены" в железе. Год использования таких фар обойдётся в районе 260 евро (примерно 20 000 рублей), а за бессрочное использование — нужно заплатить более 1 300 евро. Навигация — от 600 до 3000 евро в зависимости от срока.
Всё это активируется удалённо, через личный аккаунт владельца, без посещения дилера. Это удобно, но превращает автомобиль в "торговую площадку" — где даже базовые функции становятся товаром.
Обратите внимание: В ГИБДД напоминают, какое наказание в 2023 году грозит за шторки на окнах машин.
Однако главная проблема — в отсутствии прозрачности. Производители могут проводить обновления без уведомления владельца.Так, в 2019 году у владельцев Tesla внезапно снизилась дальность хода и увеличилось время зарядки — после тихого OTA-апдейта. Более того, такие обновления могут использоваться для обхода официальных отзывных кампаний.
Так, недавно в такой хитрости уличили китайского производителя Xpeng. Если дефект связан с программным обеспечением, вместо публичного уведомления и записи в реестр производитель может просто «подправить» код — и никто, кроме самого автопроизводителя, не узнает, что была угроза безопасности.
Эксперт ADAC Арнульф Тимель уверен в необходимости полной прозрачности со стороны автопроизводителей. Владелец должен знать, что именно устанавливается в его авто, и иметь право отказаться от обновления без потери функций. Также автомобиль должен быть надежно защищен от взлома ПО — например, с помощью международного стандарта Common Criteria, который проверяет безопасность на уровне исходного кода. Пока большинство производителей избегают независимой сертификации.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Современные автомобили всё больше напоминают смартфоны: обновления программного обеспечения теперь приходят «по воздуху» — через OTA (Over-the-Air).