![]()
Эксперты Научного центра безопасности дорожного движения МВД России выступили с рядом инициатив, направленных на повышение эффективности использования ремней безопасности. Основные предложения касаются запрета опасных аксессуаров и технических усовершенствований, которые помогут спасти жизни.
Борьба с опасными заглушками
Одной из ключевых проблем, на которую обратили внимание специалисты, является свободная продажа так называемых заглушек для ремней безопасности. Эти устройства вставляются в замок ремня, имитируя пристегнутое состояние и отключая назойливые звуковые сигналы автомобиля. Несмотря на то, что маркетплейсы заявляют о блокировке таких продаж, на практике купить заглушку не составляет труда — только за 2024 год через два крупных российских маркетплейса было реализовано почти 300 тысяч таких устройств на сумму свыше 84 миллионов рублей.
![]()
Использование заглушек — это осознанное ухудшение собственной безопасности. Многие водители ошибочно полагают, что в аварии их «выбросит» из машины, и они отделаются легкими травмами. В реальности столкновение с лобовым стеклом или элементами салона чаще приводит к летальному исходу или тяжелой инвалидности.
Особая опасность заключается во взаимодействии заглушки с системой подушек безопасности. Электроника автомобиля, обманутая устройством, считает, что водитель пристегнут. В момент ДТП подушки срабатывают с расчетной силой, которая для непристегнутого человека становится дополнительным травмирующим фактором, буквально «добивая» его.
В связи с этим НЦ БДД МВД предлагает на законодательном уровне запретить продажу и распространение любых устройств, имитирующих пристегнутый ремень безопасности.
Технические нововведения для контроля
Помимо запрета опасных аксессуаров, эксперты считают необходимым закрепить в техническом регламенте обязательное оснащение автомобилей более совершенными системами контроля:
- Датчики длины лямки, которые смогут определять, правильно ли надет ремень, а не просто вставлен ли замок.
- Расширенная система оповещения, включающая звуковые и визуальные сигналы о непристегнутых ремнях не только водителя, но и всех пассажиров.
Контрастные ремни для фиксации камерами
Еще одна проблема — сложность выявления нарушителей с помощью камер фотовидеофиксации. Стандартные ремни черного, серого или бежевого цвета часто сливаются с одеждой водителя, а блики на стекле и складки ткани создают оптические помехи. Это приводит как к необоснованным штрафам для пристегнутых водителей, так и к безнаказанности для тех, кто ремень игнорирует.
В качестве решения НЦ БДД МВД предлагает ввести контрастную расцветку ремней безопасности, например, черно-белую, возможно, со световозвращающими элементами. Это сделает ремень заметным для камер и инспекторов практически при любых условиях, в том числе в темное время суток, когда тяжесть последствий ДТП наиболее высока. Также эксперты выступают за увеличение числа камер, способных распознавать это нарушение.
Обратите внимание: Ford отзывает 365 тыс. автомобилей из-за проблем с подушками безопасности.
Инициативы в контексте законотворчества
Важно отметить, что предложения НЦ БДД МВД носят рекомендательный характер и являются результатом научно-исследовательской работы, а не официальной позицией министерства. Их цель — научная дискуссия и поиск новых подходов к повышению безопасности.
Тем временем, в Государственную Думу уже внесены два связанных законопроекта:
- Увеличение штрафа за непристегнутый ремень с 1500 до 3000 рублей. Авторы инициативы считают, что нынешний размер штрафа недостаточен для исправления ситуации. В марте 2025 года этот проект был возвращен на доработку.
- Запрет продажи заглушек и подобных устройств на уровне закона «О защите прав потребителей». Под запрет также попадут популярные «бескаркасные автокресла», которые с июля 2025 года уже запрещены к использованию. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на осень 2025 года.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Научный Центр БДД МВД (НЦ БДД МВД) предложило ужесточить требования к ремням безопасности.
