![]()
Министерство внутренних дел России выступило с инициативой по ужесточению требований к использованию ремней безопасности в автомобилях. Основной фокус предложений направлен на борьбу с практикой обхода систем безопасности.
Запрет опасных заглушек
Ключевым предложением является законодательный запрет на продажу и распространение так называемых заглушек для ремней безопасности. Эти устройства, которые часто маскируются под «сертификационные» или «сервисные» заглушки, позволяют отключить звуковые сигналы, напоминающие о непристегнутом ремне.
Несмотря на заявления маркетплейсов о блокировке таких продаж, их легко найти в открытом доступе. Только за 2024 год через два крупных российских маркетплейса было продано почти 300 тысяч таких устройств на сумму свыше 84 миллионов рублей.
![]()
Смертельная опасность самообмана
Использование заглушек создает иллюзию безопасности, но на деле резко повышает риски при аварии. Водители, полагающие, что в случае ДТП они «вылетят» из машины и отделаются легкими травмами, глубоко заблуждаются. Пробитие многослойного лобового стекла головой с большой вероятностью приводит к летальному исходу или тяжелой инвалидности.
Особую опасность представляет взаимодействие заглушек с современными системами пассивной безопасности. В большинстве автомобилей подушки безопасности эффективно работают только в паре с пристегнутым ремнем. Заглушка обманывает электронику, заставляя ее считать, что водитель пристегнут. В результате при столкновении подушка срабатывает с полной силой, нанося дополнительные травмы непристегнутому человеку, чье тело и так движется по инерции вперед.
Обратите внимание: Ford отзывает 365 тыс. автомобилей из-за проблем с подушками безопасности.
Технические нововведения для контроля
Помимо запрета заглушек, МВД считает необходимым закрепить в техническом регламенте обязательное применение более совершенных систем контроля:
- Датчики длины лямки, которые будут отслеживать, действительно ли ремень надет на человека, а не просто вставлен в замок.
- Расширенная система оповещения, включающая звуковые и визуальные сигналы для водителя и каждого пассажира в случае, если кто-то не пристегнут.
Повышение заметности для камер и инспекторов
Еще одна проблема, которую отмечает МВД, — низкая эффективность автоматической фиксации нарушений, связанных с ремнями безопасности. Существующие камеры часто не могут достоверно определить, пристегнут ли человек, из-за цвета ремня (чаще всего черного), складок одежды, бликов на стекле и других оптических помех.
В качестве решения предлагается ввести требования к контрастной расцветке ремней, например, черно-белой, со световозвращающими элементами. Это сделает ремни заметными при любом освещении и для камер, и для инспекторов ДПС, особенно в темное время суток, когда тяжесть последствий ДТП наиболее высока. Также ведомство предлагает увеличить количество комплексов фотовидеофиксации, способных распознавать это нарушение, полагая, что неотвратимость наказания повысит дисциплину.
Параллельные законодательные инициативы
Предложения МВД развивают идеи, уже заложенные в законопроекты, внесенные в Госдуму в 2025 году:
- Увеличение штрафа за непристегнутый ремень с 1 500 до 3 000 рублей. Авторы инициативы считают, что действующая сумма недостаточна для исправления ситуации, хотя в марте 2025 года этот проект был отправлен на доработку.
- Полный запрет продажи не только заглушек, но и любых устройств, имитирующих работу ремней безопасности или отключающих сигналы. Под запрет также попадут популярные «бескаркасные автокресла», использование которых в ПДД уже запрещено с июля 2025 года. Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении осенью 2025 года.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: МВД предложило ужесточить требования к ремням безопасности.

