Суды рассматривают больше дел о взыскании ущерба с водителей без ОСАГО

Судебная статистика демонстрирует тревожную тенденцию: суды всё чаще принимают к производству иски о принудительном взыскании материального ущерба с автомобилистов, которые управляли транспортным средством без действующего полиса ОСАГО. Это прямое следствие роста числа незастрахованных участников дорожного движения.

Масштаб проблемы: каждый десятый водитель без страховки

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), проблема вождения без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности приобретает системный характер. Около 10% всех водителей в стране, а это примерно 4,5–5 миллионов человек, выезжают на дороги без действующего ОСАГО. Таким образом, риску столкнуться с таким водителем подвержен практически каждый. В случае ДТП потерпевшему придётся самостоятельно оплачивать ремонт своего автомобиля, а затем в судебном порядке добиваться компенсации от виновника.

Новые меры борьбы и суровая реальность

Власти планируют ужесточить контроль. В 2025 году ожидается внедрение двух ключевых нововведений:

  • Камеры контроля страхования: С 1 ноября 2025 года должны заработать специальные камеры, которые будут автоматически фиксировать автомобили без полиса и выписывать штрафы их владельцам.
  • Ужесточение наказания: С начала 2025 года повторное управление машиной без ОСАГО будет караться штрафом от 3000 до 5000 рублей.

Однако пока эти меры не вступили в полную силу, алгоритм действий для потерпевшего остаётся сложным и затратным по времени. Если вас ударил водитель без страховки, необходимо провести независимую оценку ущерба, официально уведомив виновника о месте и времени осмотра.

Обратите внимание: В Киеве растет количество машин с номерами КА КА.

После этого виновнику направляется досудебная претензия с требованием добровольно возместить ущерб.

Если он проигнорирует требование, единственный путь — обращение в суд. При этом с проигравшей стороны можно взыскать не только стоимость ремонта, но и судебные издержки: госпошлину, расходы на юриста, почтовые услуги и другие сопутствующие траты.

Судебная статистика подтверждает рост

Количество подобных исков неуклонно растёт. Яркий пример — Набережночелнинский городской суд, который по итогам первого полугодия 2025 года отметил увеличение числа дел о возмещении ущерба от ДТП с 291 до 358. Водители, сэкономившие на страховке несколько тысяч рублей, теперь вынуждены тратить гораздо больше времени, нервов и денег на судебные разбирательства.

Даже выигранный суд не гарантирует быстрого получения денег — процесс взыскания может затянуться. В связи с этим в 2025 году популярность набирает так называемое «КАСКО без полиса» — добровольный страховой продукт с лимитом выплаты, аналогичным ОСАГО (400 000 рублей), и стоимостью около 2000 рублей. При наличии такого полиса ваша страховая компания компенсирует ущерб, если виновник аварии окажется незастрахованным, а затем сама предъявит к нему регрессное требование через суд.

Таким образом, этот вид страхования становится эффективным инструментом защиты для законопослушных водителей.

На моём сайте вы можете удобно и выгодно оформить все необходимые полисы: сравнить цены на ОСАГО от 21 компании, подобрать КАСКО (включая его упрощённые варианты) или оформить ОСГОП для такси.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В судах увеличилось количество дел о принудительном взыскании ущерба с водителей без ОСАГО.