![]()
С 26 июля 2025 года в России начали действовать обновлённые и более строгие правила, касающиеся устройств для безопасной перевозки детей в автомобилях. Какие именно автокресла теперь соответствуют закону и действительно защитят ребёнка в случае аварии?
Что изменилось в законодательстве?
Как сообщает портал Avtospravochnaya.com, с указанной даты в силу вступили поправки, внесённые Постановлением Правительства РФ № 1071 от 16 июля 2025 года. Ключевое изменение — введение в Правила дорожного движения чёткого юридического определения термина «детская удерживающая система (устройство)». Это определение теперь закреплено в статье 1.2 ПДД.
Согласно новым правилам, детским удерживающим устройством признаётся только специальная конструкция, разработанная для перевозки ребёнка в машине с целью минимизации риска травм. Важное уточнение: различные адаптеры (треугольники), накладки на ремни, фиксаторы и так называемые «бескаркасные автокресла» больше не попадают под это определение и, следовательно, их использование становится незаконным.
Что теперь запрещено?
Новые правила прямо запрещают перевозку детей с использованием следующих приспособлений, которые ранее часто выдавались за безопасные:
- Адаптеры (треугольники) для ремней безопасности;
- Накладки на ремни;
- Фиксаторы и направляющие лямки;
- Гибкие элементы пряжек;
- Тканевые «бескаркасные автокресла».
Фактически, под запрет попадает целый сегмент дешёвых и неэффективных изделий, которые родители покупали за 1000 рублей и меньше, чтобы формально соблюсти правила и избежать штрафа. В реальной аварийной ситуации такие «устройства» не могут правильно удержать и стабилизировать тело ребёнка, что часто приводит к тяжёлым последствиям. Раньше некоторые из этих изделий получали сертификаты, но теперь закон чётко отделяет их от настоящих удерживающих систем.
Разрешённые устройства: только жёсткий каркас
![]()
Согласно новым поправкам, для перевозки детей разрешены только сертифицированные устройства с жёстким каркасом. К ним относятся:
- Автолюльки (для младенцев);
- Автокресла классического типа;
- Бустеры (сиденья-подкладки без спинки или с невысокой спинкой).
Важно отметить, что слухи о полном запрете бустеров не соответствуют действительности. Бустеры относятся к детским удерживающим устройствам III группы, и их использование для детей соответствующего возраста и веса по-прежнему разрешено.
При покупке обязательно обращайте внимание на маркировку. Наличие обозначений ECE R44/03 или ECE R44/04 (а также более нового стандарта ECE R129/i-Size) подтверждает, что кресло прошло все необходимые краш-тесты и соответствует требованиям безопасности.
Классификация автокресел по группам
Все сертифицированные автокресла делятся на группы в зависимости от веса, а часто и роста ребёнка.
Группа 0 (до 10 кг)
Это автолюльки для новорождённых. Ребёнок в них лежит горизонтально. Люлька устанавливается на заднем сиденье перпендикулярно направлению движения и крепится штатными ремнями. Такие модели не очень популярны, так как ребёнок быстро из них вырастает.
Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.
Группа 0+ (до 13 кг)
Более универсальный и популярный вариант. Эти кресла-переноски позволяют перевозить ребёнка в положении полулёжа. Для новорождённых используется специальный вкладыш. Крепление — штатным ремнём или системой Isofix. Крайне важно устанавливать такие кресла против хода движения, чтобы защитить слабую шею и позвоночник младенца при резком торможении.
Группа I (9-18 кг)
Предназначены для детей от примерно 1 года до 4 лет. Кресло устанавливается по ходу движения и крепится с помощью Isofix или автомобильного ремня. Удерживание ребёнка происходит внутренними пятиточечными ремнями кресла.
Группы II-III (15-36 кг)
Для детей от 3 до 12 лет. Кресла группы II имеют высокую спинку и боковую защиту. В устройствах групп II и III ребёнок пристёгивается уже штатным автомобильным ремнём, который проходит через специальные направляющие в кресле. Бустеры (группа III) — это, по сути, сиденье-подкладка, которое приподнимает ребёнка, чтобы штатный ремень правильно проходил через плечо и грудную клетку.
Также существуют комбинированные (универсальные) кресла, рассчитанные на несколько групп (например, I-II-III). Они дороже, но служат дольше. Система Isofix в них — это удобство и дополнительная безопасность, но если в вашем автомобиле таких креплений нет, то переплачивать за неё нет смысла, так как кресло всё равно будет крепиться ремнём.
Правила перевозки по возрасту
Дети до 7 лет
Обязательно должны перевозиться в детском удерживающем устройстве (автолюльке, автокресле), соответствующем их весу и росту. Никакие альтернативы не допускаются. Также напоминаем, что оставлять ребёнка до 7 лет одного в припаркованной машине запрещено.
Дети от 7 до 11 лет включительно
На заднем сиденье могут ездить либо в автокресле (бустере), либо быть пристёгнутыми штатным ремнём безопасности. Однако на переднем пассажирском сиденье ребёнок этого возраста обязан находиться исключительно в детском удерживающем устройстве.
Ответственность за нарушение
За перевозку ребёнка без соответствующего правилам кресла водителю грозит штраф в размере 3000 рублей. В ближайшее время депутаты планируют рассмотреть законопроект об увеличении этого штрафа до 5000 рублей.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: С 26 июля 2025 года в России ужесточили требования к детским удерживающим устройствам.

