Возвращение штрафов за среднюю скорость: Вологодская область инициировала эксперимент с 2026 года

15 июля 2025 года в Государственную Думу поступил законодательный проект, направленный на возобновление практики наложения штрафов за превышение средней скорости движения транспортных средств.

Что такое контроль средней скорости и где он применялся

Как ранее информировал портал Avtospravochnaya.com, в ряде российских регионов уже давно действовали системы фиксации так называемого «превышения средней скорости». Принцип работы таких систем основан на установке двух камер на определённом расстоянии друг от друга. Специальное оборудование, зная дистанцию между пунктами фиксации и время, за которое автомобиль её преодолел, автоматически вычисляет среднюю скорость. Если полученное значение превышает разрешённый лимит, водителю выписывается штраф.

Наиболее активно подобные комплексы использовались в Москве, Московской области и Республике Татарстан. В Татарстане, например, система под названием «Полный контроль» была развёрнута на всех федеральных трассах, проходящих через территорию республики.

Преимущества и правовые сложности системы

Ключевое отличие контроля средней скорости от фиксации мгновенной скорости заключается в том, что водитель не может обмануть систему, сбросив газ непосредственно перед камерой. Комплекс оценивает поведение автомобиля на протяжённом отрезке пути, что делает его более эффективным для поддержания постоянного скоростного режима.

Однако с осени 2021 года вынесение штрафов по этому принципу было приостановлено. По мнению ГИБДД, причиной стала правовая позиция Верховного Суда РФ. Суд указал, что в протоколе об административном правонарушении должно быть чётко указано место и время его совершения, что технически сложно при фиксации средней скорости на длинном участке. Дополнительную проблему создавало то, что камеры на одном контролируемом отрезке могли находиться в юрисдикции разных районных судов, что затрудняло процедуру обжалования.

Министерство транспорта ещё в 2023 году подготовило поправки, вводящие в ПДД понятие «средняя скорость», но этот документ так и не был окончательно утверждён.

Новая законодательная инициатива: эксперимент в Вологодской области

В начале марта 2025 года стало известно, что власти Ямало-Ненецкого автономного округа и Вологодской области выступили с предложением провести эксперимент по фиксации средней скорости в рамках специального правового режима.

Обратите внимание: Хот-хэтч Seat Leon соревнуется в скорости с копьем: Видео.

Регионы предложили в тестовом порядке отработать все детали фиксации нарушений на междугородних трассах с последующим распространением успешного опыта на всю страну.

15 июля 2025 года эта инициатива обрела конкретные законодательные формы. Законодательное Собрание Вологодской области внесло в Госдуму проект федерального закона о проведении соответствующего эксперимента на своей территории.

Детали пилотного проекта

Согласно документу, пилотный проект планируется реализовать в период с 1 января 2026 года по 30 июня 2027 года. Системы контроля будут установлены на выбранных участках федеральных, региональных и межмуниципальных дорог Вологодской области. В случае успеха эксперимент может быть масштабирован на всю Россию.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что цель эксперимента — апробация «системы контроля средней скорости» с разработкой оптимальных правовых норм для её последующего повсеместного внедрения.

Для устранения правового пробела, отмеченного Верховным Судом, предлагается определять место и время нарушения по расположению конечной камеры фиксации на контролируемом участке. Для информирования водителей перед началом таких зон планируется устанавливать специальные дорожные знаки.

В законопроекте также прописаны критерии для участков, где может вестись учёт средней скорости:

  • Отсутствие альтернативных проездов между начальной и конечной точками контроля;
  • На участке не должны проводиться дорожные работы в момент фиксации;
  • Протяжённость контролируемого отрезка не должна превышать 200 километров.

Как будет работать система

Методика расчёта, описанная в документе, довольно проста. Две синхронизированные камеры, установленные в начале и конце участка, фиксируют время проезда автомобиля. Система делит известное расстояние между камерами на затраченное время, получая среднюю скорость. Если рассчитанное время движения окажется меньше, чем минимально возможное при соблюдении скоростного лимита, это будет означать нарушение.

Закон, если будет принят, вступит в силу с 1 января 2026 года. Аналогичный проект подготовлен для Ямало-Ненецкого автономного округа, но пока не внесён на рассмотрение.

Сопутствующие изменения в КоАП

В тот же день, 15 июля, от Вологодской области был внесён и второй законопроект — о поправках в Кодекс об административных правонарушениях. Им предлагается дополнить статью 12.9 КоАП («Превышение установленной скорости движения»), распространив её действие на нарушения, зафиксированные методом контроля средней скорости в рамках экспериментального правового режима.

Таким образом, в случае принятия обоих документов, наказание за превышение средней скорости будет полностью аналогично штрафам за обычное (мгновенное) превышение скорости. Оба законопроекта синхронизированы и предполагают одновременное вступление в силу с начала 2026 года.

фото: gdemoi.ru

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 15 июля 2025 года в Госдуму внесли законопроекты о возврате штрафов за превышение средней скорости.