![]()
15 июля 2025 года депутаты Государственной Думы РФ поддержали в первом чтении важный законопроект, направленный на защиту прав автомобилистов. Документ предполагает резкое, в десятки раз, увеличение административных штрафов за принуждение потребителей к оплате ненужных или завышенных в цене дополнительных услуг.
Проблема навязывания услуг: где страдают автовладельцы
Как отмечают эксперты и подтверждает практика, автолюбители чаще всего сталкиваются с давлением и недобросовестными схемами в нескольких ключевых ситуациях:
- Приобретение нового или подержанного автомобиля у официального дилера;
- Оформление полисов обязательного (ОСАГО) или добровольного (КАСКО) страхования;
- Получение автокредита в банке или кредитной организации.
Почему действующие штрафы неэффективны?
Действующая редакция КоАП РФ уже содержит нормы, карающие за навязывание услуг. Однако установленные размеры штрафов (от 2 до 40 тысяч рублей для юрлиц) давно не соответствуют реалиям рынка. Для компаний, особенно крупных дилерских сетей, выплата такого штрафа стала просто «расходом на ведение бизнеса». Прибыль, которую они получают от продажи навязанных страховок, кредитных и других услуг, настолько велика, что многократно перекрывает сумму возможного взыскания. Это сводит сдерживающую функцию штрафов к нулю.
Что предлагает новый законопроект?
Инициатива, внесенная в Госдуму 23 мая 2025 года, призвана кардинально изменить ситуацию. Разработчики закона приводят убедительную статистику: с 2019 года в Роспотребнадзор поступает лавина жалоб на действия автодилеров. Частая схема: покупателю предлагают скидку на автомобиль, но она «сгорает», если он отказывается от комплекса дополнительных услуг в этом же салоне. Сумма таких навязанных опций может достигать 100–500 тысяч рублей, а иногда и превышать половину стоимости самого автомобиля.
Особое внимание уделяется страховым услугам. Авторы законопроекта приводят шокирующие примеры ценового диспаритета. Так, полис КАСКО на одну и ту же модель в дилерском центре может стоить 70 000 рублей, а в сторонней страховой компании — всего 35 000. Еще более вопиющая разница в стоимости страхования жизни и здоровья: 60 000 рублей у дилера против 6 000 рублей на открытом рынке. Эта разница формирует огромные необоснованные комиссии для посредников и ложится непосильным грузом на плечи потребителей.
Обратите внимание: В Российском союзе автостраховщиков (РСА) прокомментировали штрафы с камер за ОСАГО с 2023 года.
В пояснительной записке к законопроекту прямо указано, что текущие штрафы неадекватны масштабу нарушений и количеству жалоб. Их увеличение должно стать реальным сдерживающим фактором, сделав нарушения экономически невыгодными.
Новые размеры штрафов: в десятки раз выше
Законопроектом устанавливаются следующие санкции за навязывание услуг:
- Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф вырастет с 2–4 тыс. рублей до 100–300 тысяч рублей.
- Для юридических лиц (автосалонов, банков, страховых компаний) штраф увеличится с 20–40 тыс. рублей до 300 000 – 1 000 000 рублей.
Дальнейшие шаги
После одобрения в первом чтении 15 июля 2025 года, документ был передан на доработку. У депутатов и экспертного сообщества есть месяц (до 13 августа 2025 года) для внесения поправок и предложений. После их учета законопроект будет вынесен на второе чтение, где может быть принят в окончательной редакции.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 15 июля 2025 года в первом чтении Госдумы одобрен законопроект, который в разы увеличит штрафы за навязывание доп.

