Какие изменения ждут российских водителей в 2026 году

  

Какие изменения ждут российских водителей в 2026 году?

Ежегодно в России вносятся изменения и дополнения в правила для водителей, и 2026 год не стал исключением. Какие изменения ждут российских водителей в 2026 году? Читайте информацию на портале Avtospravochnaya.com.

Согласно действующему постановлению Правительства Российской Федерации, российские водительские удостоверения, срок действия которых истекает в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2025 года, будут автоматически продлеваться на 3 года.

Таким образом, если срок действия вашей лицензии истекает в 2022, 2023, 2024 или 2025 году, вам нужно будет добавить 3 года к дате истечения срока действия, чтобы получить текущий срок действия. Однако, если срок действия вашей лицензии истекает после 1 января 2026 года, эта мера больше не будет применяться — вам нужно будет изменить соответствующие документы обычным стандартным способом, и для таких лицензий не предусмотрено автоматическое продление.

Как выяснил портал Avtospravochnaya.com, в самом конце 2024 года Росстандарт издал приказ о масштабных изменениях в ГОСТ «О дорожных знаках и разметке» (приказ Росстандарта от 25 декабря 2024 г. N 2000-ст). Новая редакция ГОСТа станет обязательной с 1 января 2026 года, но регионы могут применять ее уже сейчас — документ предусматривает право досрочного применения.

«Стандарт вступит в силу с 1 января 2026 года, но мы обеспечиваем его раннее внедрение, в том числе тестирование в регионах, с целью постепенного перехода к новым требованиям», — говорится в официальном пресс-релизе Росстандарта.

Приказом Росстандарта утверждена редакция ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих», направленная на повышение безопасности дорожного движения и упрощение восприятия информации водителями и пешеходами на улице.

В Росстандарте пояснили, что данные изменения являются результатом почти трехлетней совместной работы контролирующих органов и экспертов по оптимизации организации дорожного движения, повышению уровня безопасности дорожного движения и способствуют созданию более понятной, удобной и безопасной транспортной инфраструктуры в нашей стране.

В ведомстве считают: «Обновленный документ также позволит снизить уровень «визуального шума» на дороге, не создавая при этом ложных представлений для водителей и пешеходов.

Давайте рассмотрим наиболее важные и интересные изменения, которые содержит этот файл.

Ограничение действия временных и стационарных дорожных знаков

Согласно ранее действовавшим требованиям, временные и постоянные знаки и светофоры, не соответствующие действующей схеме организации дорожного движения, могли быть закрыты покрытием, тем самым исключая возможность прочтения изображения знаков и светофоров. Согласно поправке, теперь разрешается закрывать надписи и/или их части на дорожных знаках двумя красными диагональными полосами, пересекающимися в центре закрываемой информации. Ширина красных полос равна половине высоты заглавных букв, но не менее 100 мм. Таким образом, если часть информации на знаке теряет свою актуальность, ее можно исправить, не закрывая знак покрытием полностью.

Новые размеры парковочных мест

Изменяются требования к размерам парковочных мест вдоль дорог. Ранее ширина парковочных мест составляла не менее 2,5 метров, теперь она уменьшена до 2,25 метров. Это позволит создавать параллельные парковочные места на узких улицах, что ранее было невозможно из-за ограничений в РФ (ГОСТ.

Новые требования к светофорам

Согласно поправке, запрещается использовать дополнительные участки для регулирования движения транспортных средств, поворачивающих налево или разворачивающихся при включенных светофорах встречного направления. Поэтому при планировании таких участков дорожники должны установить следующий режим: если у транспортного средства, поворачивающего налево, загорается зеленая стрелка, у встречного транспортного средства должен загораться красный сигнал светофора. Это позволит снизить количество аварий на таких участках.

Дублирование дорожных знаков

Теперь даже односторонние однополосные дороги за пределами густонаселенных районов могут иметь знаки ограничения скорости, чтобы предотвратить аварии в опасных зонах. Раньше только дороги с двумя или более полосами в обоих направлениях имели знаки ограничения скорости на левой стороне дороги.

Еще одно новшество заключается в том, что знаки «пешеходный переход» теперь должны быть воспроизведены над проезжей частью на всех дорогах за пределами густонаселенных районов без исключения. Однако в густонаселенных районах требования более мягкие:

  • На регулируемом пешеходном переходе - знак «Пешеходный переход» не должен повторяться над проезжей частью;
  • На нерегулируемых пешеходных переходах знак «Пешеходный переход» не допускается повторять над проезжей частью, а только там, где имеется «лежачий полицейский» (в том числе «лежачий полицейский», совмещенный с пешеходным переходом.

Отмена предупреждений о "лежачих полицейских"

Согласно измененным условиям, в густонаселенных районах теперь разрешается не устанавливать знаки, предупреждающие о «лежачих полицейских», в следующих случаях:

  • Имеются знаки, обозначающие границы «лежачих полицейских» и соответствующая дорожная разметка;
  • Появились новые комбинированные знаки, указывающие рекомендуемую скорость с изображением «лежачего полицейского» и соответствующей дорожной разметки.

Знак "Начало полос"

Также был добавлен новый знак, указывающий начало полосы. Таким образом, если на дороге одновременно появляется несколько новых полос, теперь нужно установить только один знак вместо нескольких. Он также немедленно указывает текущий предел для каждой полосы.

Знак "Зона с ограничением остановки"

Если раньше стояли знаки, обозначающие начало и конец зоны, где парковка запрещена, то теперь стоят аналогичные знаки, но только обозначающие парковку. Таким образом, между знаками, обозначающими начало и конец зоны, парковка транспортных средств запрещена.

Новые требования к знаку "Стоп-линия"

Согласно пересмотренным правилам, повторяющаяся разметка «стоп-линии» не может использоваться в густонаселенных районах перед регулируемыми пешеходными переходами и регулируемыми перекрестками, за исключением перекрестков с несколькими перекрестками по маршруту, если стоп-линии нанесены на асфальтовое покрытие. Это решение является спорным, поскольку зимой эта разметка может быть покрыта снегом, а камеры ГИБДД могут выписывать штрафы водителям, которые пересекают стоп-линии, не заметив этого.

Кроме того, знаки «Стоп-линия» теперь могут располагаться вертикально, что должно исключить возможность их наложения на светофоры и другие дорожные знаки, а также уменьшить отвлекающие факторы для пешеходов, особенно если знаки установлены ниже.

Табличка "Глухие пешеходы"

В дополнение к прежнему знаку «Слепой пешеход» добавлен новый знак «Глухой пешеход». Знак «Глухой пешеход» используется перед пешеходными переходами вблизи мест скопления глухих и слабослышащих людей.

Табличка "Влажное, заснеженное (обледенелое) покрытие"

Если раньше был установлен только знак "Мокрая дорога", то теперь также будет установлен знак "Мокрая дорога, снег (гололед)". Знаки, установленные одновременно с этим знаком, действительны только в период времени, когда дорога мокрая, заснеженная (гололедная).

Табличка "Кроме инвалидов"

Фраза «За исключением инвалидов» в регистрационном знаке 8.18 теперь используется для указания на то, что действие данного знака распространяется не на все транспортные средства, оборудованные знаком «инвалиды». Ранее в законодательстве Российской Федерации действовало ограничение, согласно которому данное положение распространялось только на инвалидов 1 и 2 групп.

Табличка "Без пропуска"

Новые знаки «Проезд запрещен» информируют граждан о том, что проезд через зону действия знака «Проезд запрещен» возможен только при наличии соответствующего пропуска, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Знак "Парковка"

Поправка позволяет объединять обозначения парковочных мест и способы парковки транспортных средств на одном знаке.

Таблички "Направления действия"

Кроме того, появляются дополнительные знаки, указывающие направление знака.

Они очень полезны, когда дороги разделены узкой разделительной полосой. Такие знаки нужны для указания, к какой дороге они относятся.

Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.

Например, вы можете видеть эту ситуацию на рисунке ниже — это бульвар в городе Набережные Челны, справа от которого находится местная полоса. Из-за узкой разделительной полосы неясно, к какой стороне относятся эти знаки.

Табличка "Вид транспортного средства"

Появился новый знак с изображением такси, указывающий на то, что знаки, установленные с этим символом, действительны для водителей такси.

Время действия знаков

Кроме того, будут введены новые знаки, которые будут указывать по месяцам, когда действуют различные дорожные знаки. Это поможет справиться с сезонными изменениями. Например, если необходимо ограничить парковку на дороге зимой, чтобы позволить муниципальным служащим расчистить снег, это должно быть так.

Другие изменения

  • Знаки «Конец главной дороги» нельзя устанавливать в густонаселенных районах, если перед перекрестком уже установлен знак «Уступите дорогу» или «Остановка запрещена";
  • Исключение, в соответствии с которым действие знаков 4.1.1 - 4.1.6, указывающих направление движения на перекрестке, ранее не распространялось на маршрутные транспортные средства, отменено;
  • Если раньше разрешалось устанавливать знаки на фонарных столбах, то теперь появилась возможность размещать их и на других «стационарных объектах".

Еще в июне 2023 года президент России Владимир Путин утвердил ряд поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 4 апреля 2023 года, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com.

Одним из основных положений документа является: «Рассмотрение вопросов разработки и внедрения требований к локальному производству транспортных средств, используемых легковыми такси и службами каршеринга для оказания услуг по перевозке пассажиров, с учетом возможных объемов производства российской автомобильной промышленности.

9 ноября 2023 года сенатор Совета Федерации Андрей Кутепов и депутат Государственной Думы Владимир Гутенев внесли соответствующий законопроект на рассмотрение Государственной Думы. 18 января 2024 года Государственная Дума рассмотрела и одобрила поправки в первом чтении. 13 мая 2025 года Государственная Дума одобрила законопроект во втором и третьем чтениях (окончательном), а 21 мая 2025 года Совет Федерации выразил свою поддержку законопроекту. 23 мая 2025 года Президент России Владимир Путин подписал одобренный депутатами и сенаторами документ (Федеральный закон от 23 мая 2025 года № 116-ФЗ). Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.

Согласно окончательной версии документа, в качестве такси могут использоваться только транспортные средства, соответствующие одному из следующих условий:

  • Уровень локализации кредита соответствует требованиям, предъявляемым к транспортным средствам, закупаемым государством для удовлетворения национальных и муниципальных нужд;
  • Автомобиль произведен в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК) на территории Российской Федерации (однако данный пункт действует только до 1 января 2033 года).

Поэтому в таксомоторном бизнесе могут использоваться только российские модели или иностранные модели, собранные в Российской Федерации с высокой степенью локализации.

Информация о допущенных к эксплуатации автомобилях такси публикуется на сайте Минпромторга России. Если вы попытаетесь зарегистрировать в реестре такси транспортное средство, не соответствующее требованиям, вам будет отказано.

В России вступают в силу требования к автомобилям, используемым в качестве такси:

  • Дальний Восток - с 1 марта 2030 года;
  • Сибирский федеральный округ и Калининградская область — с 1 марта 2028 года;
  • Все остальные субъекты Российской Федерации - с 1 марта 2026 года.

Данные требования не распространяются на транспортные средства, зарегистрированные в качестве легковых такси до указанной выше даты. Таким образом, иностранные транспортные средства, уже работающие в качестве такси, могут продолжать использоваться до истечения срока действия лицензии на легковое такси, выданной для перевозки пассажиров и багажа. Следует отметить, что срок действия лицензии на такси составляет 5 лет.

Основная цель пересмотра — не забота о таксистах или пассажирах, а увеличение продаж российских автомобилей.

Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com, 5 мая 2025 года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий обязательную маркировку лекарственных препаратов, вредных для водителей. Документом предлагается дополнить Закон «Об обращении лекарственных средств» новой статьей следующего содержания:

«Инструкция по применению лекарственных средств, запрещенных к применению при управлении транспортным средством, должна содержать запрещающий дорожный знак «Въезд запрещен» цветного или черно-белого цвета, указанный в пункте 3.1 приложения 1 к Правилам дорожного движения, а также сведения о контроле за наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, содержащимися в таких средствах, на территории Российской Федерации и сроках, в течение которых запрещается нахождение таких веществ в организме человека при управлении транспортным средством.»

Авторы законопроекта полагают, что такая маркировка поможет предотвратить опасное вождение водителей, неосознанно принимающих лекарственные препараты.

В описании документа говорится: «В инструкции по применению лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные средства, а также лекарственных средств, вызывающих снижение реакции или концентрации внимания водителя, включение дорожного знака с надписью «Въезд запрещен» («кирпич»), а также дополнительных сведений о наличии в лекарственном средстве наркотических или психотропных средств и продолжительности их нахождения в организме человека будет служить напоминанием водителю о недопустимости управления транспортным средством в период действия лекарственного средства.

В случае принятия поправки вступят в силу 1 сентября 2026 года.

Как ранее сообщал автомобильный новостной сайт Avtospravochnaya.com, законопроект об отмене весогабаритного контроля мусоровозов был внесен в Госдуму в октябре 2024 года. В законопроекте говорится, что мусоровозам будет введен трехлетний срок отстранения от работы, чтобы исключить штрафы за нарушение правил весогабаритного контроля.

Предлагается отменить весогабаритный контроль для мусоровозов в период с 1 апреля 2025 года по 1 марта 2028 года. При этом до 1 сентября 2026 года правительство должно разработать и утвердить требования к такой технике.

В документе указано: «С 1 апреля 2025 года по 1 марта 2028 года двухосные и трехосные большегрузные транспортные средства, используемые для перевозки твердых коммунальных отходов, не подлежат весогабаритному контролю, а сведения о таких транспортных средствах включаются в федеральную информационную систему учета твердых коммунальных отходов.

28 февраля 2025 года закон был подписан Президентом Российской Федерации (Федеральный закон от 28 февраля 2025 года № 27-ФЗ).

Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998 «О категориях транспортных средств пассажирского транспорта, осуществляющих регулярные перевозки, оборудованных тахографами, и видах связи, используемых транспортными средствами указанных категорий для таких перевозок», с 1 января 2022 г городские автобусы категории М2 (до 5 тонн) и категории М3 (свыше 5 тонн) должны быть оборудованы тахографами.

Однако, согласно Постановлению Правительства № 539 от 31 марта 2022 года, срок обязательной установки видеорегистраторов на городские автобусы был приостановлен до 1 марта 2024 года. Однако этот срок также был скорректирован. Согласно действующему Постановлению Правительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 года № 112), срок установки видеорегистраторов на городские автобусы перенесен еще на год — на 1 марта 2025 года.

14 января 2025 года на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации, которым принято решение вновь отложить обязательность оснащения городских автобусов видеорегистраторами, на этот раз до 1 сентября 2026 года.

25 февраля 2025 года Правительство одобрило данные изменения (Постановление Правительства № 224 от 25 февраля 2025 года). В результате установка видеорегистраторов в городских автобусах станет обязательной с 1 сентября 2026 года.

Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com, в настоящее время лимиты возмещения по ОСАГО при ДТП составляют:

  • Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, — 500 000 рублей;
  • Возмещение имущественного ущерба каждому потерпевшему составляет 400 000 рублей.

Таким образом, общая сумма возмещения ограничена 900 000 рублей, из которых 400 000 рублей — на ремонт автомобиля и 500 000 рублей — на возмещение вреда жизни или здоровью пострадавшего в результате ДТП.

При этом эти два лимита не менялись более десятилетия и давно оторвались от реальности. Например, в страховании перевозчика (ОСГОП) максимальный лимит по ущербу жизни и здоровью составляет 2 млн рублей. С учетом роста цен на автомобили и запчасти, лимита на ремонт в 400 тыс рублей обычно недостаточно для комплексного ремонта.

Страховая отрасль постепенно пришла к выводу, что исходя из текущих реалий лимиты возмещения по ОСАГО в любом случае необходимо увеличивать. Поэтому председатель Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев на пресс-конференции в мае 2025 года заявил, что изменение лимитов возмещения по ОСАГО в 2025 году абсолютно невозможно. Однако он также заявил, что в настоящее время изучается возможность увеличения лимитов возмещения, поскольку это в любом случае приведет к росту премий по ОСАГО. Уфимцев сообщил, что окончательное решение об изменении лимитов возмещения по ОСАГО может быть принято в конце 2025 года или начале 2026 года.

В RSA считают, что пересмотр лимитов произошел бы в любом случае — ведь они не менялись много лет. Вопрос теперь только в том, когда изменения будут реализованы, насколько вырастут максимальные выплаты по ОСАГО и как это отразится на стоимости самой страховки.

Если вам необходимо приобрести или продлить полис ОСАГО, вы можете сравнить ценовые предложения на моем сайте и выбрать наиболее подходящий вариант.

Активно обсуждается инициатива Автомобильной ассоциации Российской Федерации (РАФ) о восстановлении обязательного технического осмотра для частных автомобилей с 2025 года. Стоит отметить, что изначально инициатива была озвучена в конце 2024 года. Страховая отрасль предложила рассмотреть вопрос о восстановлении обязательного технического осмотра автомобилей к 2026 году. В то же время Союз операторов технического осмотра (TUV) проводит опрос в регионах России и также предложил восстановить обязательный технический осмотр, но только для транспортных средств старше 10 лет. Однако ни одна из этих инициатив пока не получила одобрения.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Какие изменения ждут российских водителей в 2026 году.