![]()
В ходе одного заседания, состоявшегося 22 мая 2025 года, депутаты Государственной Думы отклонили сразу пять законодательных инициатив, напрямую затрагивающих интересы автомобилистов. Это решение отражает активную законотворческую деятельность в сфере дорожного движения и транспорта, но также показывает, что не все предложения находят поддержку у парламентариев. Подробный анализ отклоненных проектов представлен на специализированном портале Avtospravochnaya.com.
Запрет на закупку иностранных авто для госнужд
Один из самых обсуждаемых проектов, внесенный еще в сентябре 2023 года, предлагал ужесточить политику импортозамещения. Согласно документу, государственным и муниципальным учреждениям планировалось запретить приобретать, брать в лизинг или аренду легковые автомобили иностранного производства. Критерием «отечественности» должна была стать доля иностранного капитала в уставном капитале производителя — менее 50%. Это автоматически отсекло бы сборочные предприятия иностранных брендов и оставило на рынке госзакупок только таких производителей, как АВТОВАЗ, «Москвич», Aurus, ГАЗ и УАЗ. Дополнительно правительство обязывали ежегодно повышать уровень локализации для допуска к закупкам.
Причина отклонения: Профильный комитет Госдумы счел предложенные меры излишними. По мнению депутатов, действующее законодательство и постановления Правительства РФ уже содержат четкие требования к степени локализации автомобилей, закупаемых для государственных нужд. Напомним, что ранее был принят закон, запрещающий использование иностранных автомобилей в такси с 1 марта 2026 года.
Иммунитет для водителей спецтранспорта от камер
Законопроект, внесенный в декабре 2024 года, был призван решить проблему водителей оперативных служб. Сейчас водителям автомобилей с проблесковыми маячками синего цвета (скорой помощи, МЧС, полиции и др.) разрешено отступать от требований ПДД при выполнении неотложных задач. Однако автоматические камеры фиксации нарушений «не разбираются» в обстоятельствах и выписывают штрафы. В результате штрафы за превышение скорости или проезд на красный сигнал светофора, совершенные при выполнении служебных обязанностей, приходится оплачивать самим водителям или их ведомствам.
Проект предлагал внести поправки в КоАП, освобождающие владельцев таких транспортных средств от административной ответственности, если нарушение было зафиксировано камерой и совершено для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении экстренного задания. Несмотря на логичность инициативы, направленной на поддержку сотрудников экстренных служб, 22 мая 2025 года он был отклонен в первом чтении.
Смягчение наказания за забытые документы
Еще одна инициатива, отклоненная в тот же день, касалась смягчения наказания для забывчивых водителей. По действующим правилам, забыв дома водительское удостоверение или полис ОСАГО, водитель отделается предупреждением или штрафом в 500 рублей. Но если забыт документ о регистрации транспортного средства (СТС или ПТС), автомобиль могут задержать и эвакуировать на штрафстоянку. Эта мера была введена для борьбы с угонами.
Авторы законопроекта, внесенного в январе 2025 года, предложили убрать эвакуацию как меру ответственности за эту забывчивость. Они аргументировали это тем, что у сотрудников ГИБДД теперь есть техническая возможность в режиме реального времени проверять автомобили по базам данных на предмет угона. Таким образом, если машина не числится угнанной, наказание должно ограничиваться штрафом в 500 рублей. Однако депутаты не поддержали эти изменения.
Обязательное ОСАГО для курьеров на самокатах
Стремительный рост рынка доставки, где курьеры активно используют электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ), породил новую проблему — отсутствие страховой защиты для пешеходов. Законопроект от июля 2024 года предлагал обязать компании-агрегаторы нанимать только тех курьеров, которые застраховали свою гражданскую ответственность по аналогии с ОСАГО.
В пояснительной записке отмечалось, что курьеры, стремясь выполнить больше заказов, часто нарушают ПДД: ездят по тротуарам на высокой скорости, создавая угрозу для пешеходов. При этом пострадавшим крайне сложно получить компенсацию за причиненный вред здоровью или имуществу, так как обязательного страхования для курьеров не существует. Несмотря на актуальность проблемы, Госдума отклонила этот законопроект, оставив вопрос без законодательного решения.
Обратите внимание: В Набережных Челнах водитель маршрутки протаранил сразу две машины и сбежал.
Борьба с незаконным использованием знака «Инвалид»
Последний из пяти отклоненных проектов был направлен на ужесточение борьбы с водителями, которые незаконно размещают на своих автомобилях знак «Инвалид» для получения льгот, в частности, для бесплатной парковки. По действующему КоАП, за такое нарушение предусмотрен штраф в 5000 рублей, но для многих автовладельцев эта сумма не является сдерживающим фактором, а за повторное нарушение повышенная ответственность не предусмотрена.
Законопроект, внесенный в сентябре 2024 года, предлагал ввести суровое наказание за рецидив: штраф в размере 10 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. Целью было освободить специальные парковочные места для реально нуждающихся в них людей с инвалидностью. Однако и эта инициатива не прошла первое чтение 22 мая 2025 года.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Госдума отклонила сразу 5 законопроектов для водителей за один день.


